Совет Федерации принял закон, который упрощает таможенное администрирование на территории Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. 29 июня закон подписал президент, а буквально на днях нормы этого акта начнут действовать.
Как сообщил Николай Власенко, представитель Калининградской области в Совете Федерации, один из создателей торговой сети «Виктория» (в настоящее время входит в группу «Дикси»), закон предусматривает возможность временного хранения иностранных товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ ее резидентами, не только на базе так называемого уполномоченного склада, но и на собственных складах импортеров и экспортеров. При этом места временного хранения должны быть обустроены и оборудованы так, чтобы обеспечить сохранность товаров и исключить несанкционированный доступ к ним посторонних лиц.
- Таким образом исключается промежуточное звено, а значит, уменьшаются финансовые затраты и экономится время на перемещение товаров на промежуточный склад, - пояснил Николай Власенко.
Сенатор признался, что трудно точно спрогнозировать падение издержек в абсолютных величинах.
- Но то, что сокращение по стоимости и по времени будет, это очевидно. Судите сами, не нужно везти и выгружать товар на склад временного хранения, - продолжает Власенко. – Мне кажется, что калининградские компании это оценят. Единственный минус закона, как мне кажется, это то, что он касается только собственных импортных товаров резидентов, то есть из схемы исключены посредники.
Напомним, что резидентами ОЭЗ являются компании, включенные в специальный реестр, которые инвестируют в экономику Калининградской области не менее 150 млн. рублей, за что получают определенные налоговые льготы.
В оценке закона с Николаем Власенко согласен руководитель одной из крупнейших в Калининградской области логистических компаний «ДСВ-Транспорт» Леонид Степанюк, однако и он указывает на его очевидный минус.
- Для резидентов ОЭЗ мы перевозим серьезные вещи, например, нефтяные платформы, - рассказывает Степанюк. - Вот и представьте, сейчас этот огромный негабаритный груз нужно везти за несколько десятков километров на склад временного хранения (в настоящее время СВХ оборудованы в калининградском порту, а также возле пунктов пропуска на государственной границе). Там вдруг оказывается, что какого-то документа нет, едешь за документом, теряешь время. Но не только время – стоянка-то дорогая. Поэтому я могу только приветствовать решение хранить импортные товары на складах компаний. Единственный недостаток, это то, что хранить товар на своих складах могут только собственники товара. Хотя для логистических компаний такая возможность не менее важна, поскольку на них лежит значительная доля по доставке и оформлению грузов.
Складскими новшествами дело не ограничивается. Как отметил Николай Власенко, в пакете законов, принятых Советом Федерации по упрощению таможенного администрирования, – еще одна актуальная для калининградских компаний мера. Планируется установить отдельный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, перемещаемых морским транспортом с территории ОЭЗ на остальную часть территории России и обратно. Если говорить конкретно, то, по словам сенатора, это упрощает перевозку грузов паромом из Калининграда и Балтийска в Усть-Лугу.
- Теперь нет необходимости дважды растамаживать товар, что значительно упрощает процедуру и сокращает затраты предпринимателей на оформление грузов, - говорит Николай Власенко. – Это логичная мера, поскольку товар направляется из России в Россию. Приятно, что мы «пробили» эту поправку.
«Пробили» - точно сказано. Дело в том, что Торгово-промышленная палата Калининградской области при участии как региональных властей, так и представителей области в Федеральном собрании занималась упрощением таможенного оформления грузов, приходящих паромом из Санкт-Петербурга, еще с 2010 года. И вот, наконец, удалось этот вопрос решить.
Добавим, что тема упрощения таможенных процедур в Калининградской области была включена в число мер, которые были разработаны для минимизации последствий отмены таможенных льгот для калининградских предприятий после 2016 года.
Напомним, 1 апреля следующего года заканчивает свое действие так называемый «старый» закон об ОЭЗ образца 1996 года, который предоставлял компаниям таможенные преференции. В частности, с 2016-го гожа будет отменен беспошлинный вывоз на территорию «материковой» России товаров, произведенных в калининградской ОЭЗ.
«Проблема-2016», как ее называют в Калининграде, так или иначе затронет около 800 предприятий, работающих по «старому» закону об ОЭЗ, которые обеспечивают занятость порядка 30 тысяч человек. Для того чтобы издержки были минимальные и в регионе не произошло резкого роста безработицы и, как следствие, социального взрыва, стал разрабатываться комплекс мер поддержки, главной из которых стало субсидирование потерь компаниям из федерального бюджета. Кроме того, разрабатывались меры по упрощению таможенного администрирования.
Впрочем, калининградский пакет законов, принятых в конце июня Совфедом и в конце июля вступивших в силу, одними таможенными вопросами не ограничивается. Сенаторы также приняли законодательный акт, который уточняет сроки налоговых каникул для резидентов Особой экономической зоны. В настоящее время в соответствии с законом об ОЭЗ образца 2006 года, первые шесть лет со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов для него действует нулевая ставка налога на прибыль и налога на имущество, затем еще 6 лет компания платит 50 процентов налогов.
По информации Калининградской областной думы, сейчас в регионе около 70 предприятий оспаривают в судах время начала налогового периода.
- Проще говоря, если предприятие зарегистрировалось как резидент в середине или конце года, то оно считало, что налоговый период начинается с года, следующего за годом регистрации. Налоговая же служба считает, что год регистрации и есть первый год налоговых льгот. А значит, у предприятия остается только 5 лет налоговых каникул. Новый закон уточняет, что налоговый период начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором предприятие было внесено в реестр резидентов ОЭЗ. Это не только вносит ясность, но и увеличивает время налоговых каникул, что может способствовать привлечению в регион инвестиций, - отметил Николай Власенко.
http://news.transinfo.by/
|