5 июля 2013 года на официальном сайте ФТС Российской Федерации была
размещена информация об изменении с 14 августа 2013 года на территории
РФ условий применения процедуры МДП. ФТС России информирует о том,
что: " ...с 14 августа 2013 года помещение
товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием
книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения
таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты
таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 1 статьи 217
Таможенного кодекса Таможенного союза". Аналогичная
информация была отражена в письме ФТС в адрес АСМАП России и в письме
руководителя ФТС в адрес начальников региональных таможенных управлений и
таможен. Позиция ФТС по вопросу дальнейшего функционирования на
территории Российской Федерации системы МДП породила море вопросов.
Какое будет окончательное решение и как продолжать работать с 14
августа, если позиция ФТС не изменится? *** Статья 216 ТК ТС
устанавливает условия помещения товаров под таможенную процедуру
таможенного транзита. В их числе: "...5)
в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения
таможенного транзита в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса; Пункт
1 статьи 217 ТК ТС, на который дается ссылка в распоряжениях ФТС РФ,
определяет "Меры обеспечения соблюдения
таможенного транзита". К ним относятся: 1)
обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных
товаров в соответствии с главой 12 настоящего Кодекса; 2) таможенное
сопровождение; 3) установление маршрута перевозки товаров. Глава
12 ТК ТС "Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов" и, в
частности, Статья 86 определяет способы обеспечения уплаты таможенных
пошлин, налогов. В их числе: денежными средствами (деньгами); банковской
гарантией; поручительством; залогом имущества. Этой же статьей
определено, что плательщик вправе выбрать любой из вышеуказанных
способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Плательщиком
таможенных пошлин и налогов в соответствии со Статьей 79 ТК ТС являются
декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом,
международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или)
законодательством государств-членов Таможенного союза возложена
обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Декларантом по
процедуре таможенного транзита при пересечении границы Таможенного Союза
в большинстве случаев выступает перевозчик. Если до 14 августа 2013
года таможенные органы Республики Беларусь и Казахстана не изменят своей
нынешней позиции и, после наступления этой даты, будут принимать Книжки
МДП в качестве гарантии доставки товара по процедуре таможенного
транзита, то для большинства транспортных компаний, а также
грузоотправителей и грузополучателей работающих через белорусский и
казахстанский участки таможенной границы, ситуация практически не
изменится. Принятое, к примеру, при въезде на территорию Таможенного
Союза белорусскими таможенными органами обеспечение по процедуре
таможенного транзита в виде гарантии международной цепи с использованием
книжки МДП будет действовать на всем протяжении от таможни отправления
на границе до таможни назначения на территории Российской Федерации. Больше
проблем возникнет в том случае, если машина будет въезжать на
территорию Таможенного Союза через границу Российской Федерации. Российские
таможенники, выполняя указание ФТС, будут вынуждены требовать от
декларанта (а им в данном случае, кроме перевозчика, может выступать
также и получатель) процедуры таможенного транзита, иных мер гарантии, о
которых мы упоминали выше. С учетом того, что на сегодняшний день у
ФТС России на практике отсутствуют возможности организации таможенного
сопровождения (ввиду отсутствия необходимой численности персонала
приграничных таможен), как альтернатива, транспортной компании будет
предлагаться оформить поручительство гаранта, включенного в реестр ФТС.
Гарант - юридические лицо Российской Федерации (как правило,
коммерческая структура). Таким образом, будут применяться уже не
государственные тарифы за таможенное сопровождение, а коммерческие
тарифы предприятий-гарантов. На чьи плечи ляжет покрытие расходов по
этим тарифам? Это уже вопрос взаимоотношения транспортной компании и
заказчика транспорта. Одним из вариантов предоставления обеспечения
российской таможне при осуществлении процедуры таможенного транзита, в
соответствии с упоминавшейся выше статьей 86 ТК ТС, являются денежные
средства, банковская гарантия и залог имущества. Скорее всего, это уже
будет проблема грузополучателя, так как оформление этих видов гарантии
требует времени, и при пересечении границы перевозчик их оформить
реально не сможет. Ну и, наконец, в этой ситуации в выигрыше окажутся
транспортные компании, включенные в реестр таможенных перевозчиков, а
также уполномоченные экономические операторы, в рамках предоставленных
им ТК ТС специальных упрощений. Но, к сожалению, субъектов
хозяйствования, носящих статус таможенного перевозчика и уполномоченного
экономического оператора на просторах Таможенного союза не так уж и
много, да и их провозные возможности не безграничны... Таким образом,
нам видится, что основными проблемами, которые
возникнут с 14 августа 2013 года в случае сохранения позиции ФТС
неизменной, будут: 1. Нарушение сроков доставки
товаров ввиду неготовности большей части транспортных компаний и
грузополучателей работать в новых условиях. 2. Потери времени и
очереди на границе Российской Федерации в случае оформления
поручительства предприятий гарантов. В настоящее время практики
подобного оформления кроме ФГУП "Ростэк"
и появившегося в последнее время ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛЪ" нет
ни у кого. Финансовые потери на основе коммерческих тарифов этих
субъектов хозяйствования. 3. Потери времени, а также финансовые
потери, которые возникнут у получателей в случае оформления ими
депозита, банковской гарантии или залога имущества. Данные действия
необходимо оформлять каждый раз до начала въезда транспортного средства с
грузом через российский участок таможенной границы. Ситуация, с
точки зрения очередей на границе, может несколько улучшиться, если ФТС
все-таки попытается наладить практику организации таможенного
сопровождения. Придумывать, как это сделать при дефиците работников
таможни, не надо. Статья 234 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ
"О таможенном регулировании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ
19.11.2010) определяет, что таможенное сопровождение транспортных
средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой
таможенного транзита, может осуществляться
организациями, уполномоченными Правительством Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации определяет
условия, при соблюдении которых организации могут осуществлять
таможенное сопровождение, и предельные уровни тарифов Готова
ли ФТС РФ к принятию такого решения и организации таможенного
сопровождения подобным образом при условии того, что до 14 августа
осталось меньше месяца - вопрос без ответа. Однако и в этом случае
затраты транспортных компаний (за исключением таможенных перевозчиков и
уполномоченных экономических операторов), увеличатся ввиду необходимости
оплаты за сопровождение. Думается, что также вырастут и простои в
ожидании организации подобного сопровождения. Россия велика -
направлений много. Решение вопросов ускорения пересечения границы,
избежание таможенного сопровождения возможно при организации таможенного
оформления и изменении процедуры таможенного транзита на любую иную (в
том числе и на процедуру выпуска для внутреннего потребления)
непосредственно на СВХ, расположенных вблизи границы. Данный подход
хорошо укладывается в реализуемую ФТС политику переноса таможенного
оформления на внешнюю границу. Готовы ли к этому получатели товара,
владельцы СВХ, таможенные представители, да и сама ФТС - также пока
вопрос без ответа. В настоящее время различными органами ведется
достаточно активная работа по поиску решений в сложившейся ситуации. Мы
со своей стороны, в случае принятия конкретных решений соответствующими
органами, будем вас дополнительно информировать.
|