Под давлением ВТО правительство России решило распространить
утилизационный сбор на всех участников российского рынка, а не только на
импортеров. Украинские компании теперь получат шанс восстановить
продажи, пишет КоммерсантЪ.
Вчера глава минэкономразвития РФ Андрей Белоусов заявил, что
"механизм гарантий" утилизации автомобилей, который дает возможность
российским автопроизводителям не платить сбор, "будет ликвидирован".
"Будут введены такие же платежи, как платят иностранные производители",-
сказал министр. Он пояснил, что "принципиальное решение" принято,
правительство разрабатывает нормативный акт, который будет "решать много
технических деталей". Также он добавил, что президент РФ Владимир Путин
в декабре 2012 года в ходе саммита России и ЕС поручил в месячный срок
проработать вопрос о "выравнивании условий" сбора, министерства
"отработали". В минпромторге пояснили, что изменение условий "займет
около полугода".
Это уравнивает в правах на этом рынке, в частности, украинских
поставщиков. Старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко говорит,
что введение сбора для импортеров привело к сокращению поставок из
Украины автомобилей на российский рынок на более чем 30%. Основными
поставщиками продукции на российский рынок являются Запорожский
автозавод (входит в "Укравто") и корпорация "Богдан". Оба предприятия
поставляют в РФ около 50% своей продукции. "Украина поставляет в
основном легковые автомобили в низкобюджетном сегменте, который очень
чувствителен к ценовым колебаниям",- отметил эксперт.
"Это рушит всю схему защиты российских автопроизводителей от
последствий вступления в ВТО",- говорит один из участников рынка.
Введенный с 1 сентября 2012 года сбор всегда объяснялся "защитой
экологии" и необходимостью создания в России "развитой сети утилизации
автомобилей". Но ставки сбора полностью компенсируют снижение пошлин
после присоединения к ВТО. Производители, которые собирают машины в
России, освобождены от сбора под гарантию утилизации машин в будущем.
Чтобы получить такое право, они создали в каждом субъекте пункты приема
автомобилей, подлежащих утилизации. Но сбор сразу же вызвал недовольство
у других членов ВТО, поскольку "создает дискриминационные условия для
импортеров".
"Теперь российские автозаводы будут вынуждены платить огромные
деньги, которые никто не предусматривал в бизнес-планах. Фактически
защитная мера обернулась против тех, кто ее лоббировал",- говорит
источник "Ъ" на рынке. В группе ГАЗ собираются "добиваться сохранения
гарантий", уверяя, что "в действующем сейчас механизме нет
дискриминации".
"В отличие от импортеров, у нас есть активы в России, мощности и сеть
по приему подлежащих утилизации автомобилей",- заявила "Ъ"
вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. "Еще больше сложностей
возникнет у иностранных автоконцернов, которые производят машины в
России в режиме промсборки, поскольку новый сбор, по сути, ухудшает
условия соглашений с ними",- говорит собеседник "Ъ" среди
автопроизводителей.
В GM сообщили "Ъ", что "не приветствуют какие-либо меры, которые
ведут к удорожанию автомобилей". В Renault говорят, что "компания
рассчитывала свои инвестиции в Россию исходя из тех условий
законодательства, которые были известны при вступлении страны в ВТО".
Из-за "внедрения новых правил" автоконцерну, возможно, придется
"сократить объявленную инвестпрограмму и урезать анонсированные
проекты". В "Фольксваген Груп Рус" "озабочены подобной перспективой".
"Изначально введение утилизационного сбора не повлияло на конкурентную
среду на авторынке России, но сейчас оно отразится на рентабельности
нашего производства",- говорят в компании. Там "слышали, что
прорабатывается возможный механизм компенсации локальным
автопроизводителям", но пока не знают деталей. В PSA Peugeot Citroen
надеются, что "при разработке условий и порядка отмены механизма
гарантирования утилизации будут предусмотрены меры, которые позволят
сохранить благоприятные условия реализации инвестпроектов".
Андрей Белоусов подтвердил, что, поскольку по закону об иностранных
инвестициях "никакие принимаемые изменения не могут ухудшить условия
договора", министерство рассматривает компенсации иностранным
автоконцернам "убытков от ухудшения условий реализации договора".
Источники "Ъ" уверяют, что речь идет и о компенсациях российским
производителям. "Но, пока очевидного варианта нет, прямые субсидии опять
вызовут протест у ВТО",- говорит собеседник "Ъ" на рынке. К тому же,
добавляет он, "каждый раз субсидии придется согласовывать с минфином как
новую статью бюджета, а значит, нет уверенности, что их удастся
обосновывать каждый год". В качестве другой меры рассматриваются
налоговые льготы, "но покрыть ими все затраты на сбор вряд ли удастся".
Как третий вариант обсуждается поддержка в рамках недавно принятой
госпрограммы развития промышленности до 2020 года, например, через
вложения государства в НИОКР, но и здесь возникает ряд сложностей.
Уравнивание сбора чревато для автопроизводителей очень большими
затратами. Михаил Пак из "Атона" считает,что автомобили группы ГАЗ
подорожают на 24%, КамАЗа - на 14-26%, АвтоВАЗа - на 8%, а "Соллерса" -
на 7%. "В итоге от сбора серьезнее всего пострадают производители
грузовиков и LCV, которые сами лоббировали высокие ставки, чтобы
защититься от импорта",- отмечает аналитик. Иностранным автоконцернам
тоже предстоят серьезные расходы - например, Volkswagen в 2012 году
пришлось бы потратить 375 млн евро, Toyota - 193 млн евро, Ford - 143
млн евро.