Под давлением конкуренции рынок грузовых автоперевозок на юге России
постепенно структурируется, пишет Эксперт.ру.
Главным ориентиром для тех, кто смог удержаться на плаву, становится
развитие сервиса - оно выгодно сегодня всем.
"Сейчас рынок проходит период
фильтрации. И выиграют только те компании, которые будут развивать свой
бизнес за счёт сервиса и улучшения логистики". Рынок
автомобильных грузоперевозок Юга в прошлом году продемонстрировал темпы
роста, опережающие среднероссийские. По данным Минэкономразвития, в
стране объём автоперевозок в 2012 году вырос на 3,6%. А в Ростовской
области этот показатель достиг 9,9%, в Краснодаре - 8%. По данным
Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АМАП), общий объём
рынка ЮФО и СКФО оценивается в 1,9 млн тонн. Как отмечает заместитель
руководителя департамента организации перевозок АМАП Анатолий Пинсон,
"на евроазиатском пространстве российский
рынок международных автомобильных перевозок является одним из самых
грузоёмких, устойчивых и перспективных. Если на рынке стран ЕС
наблюдается определённая посткризисная стагнация, то российский рынок
прибавляет хорошими темпами: в 2012 году его уровень почти на 14
процентов превысил уровень пикового 2008 года".
Фактор железных дорог
По мнению экспертов, такой рост обусловлен общими изменениями на
рынке транспортных услуг: главным образом, кризисными явлениями в сфере
железнодорожных перевозок. "Рост доли
автомобильных грузоперевозок произошёл, в основном, за счёт падения
спроса на железнодорожные перевозки, - поясняет руководитель проекта
онлайн-сервис грузоперевозок "Везёт всем" Алексей Козлов. - В связи с
внутренними реформами в этом сегменте, переходом железнодорожного парка в
ведомства частных компаний, отрасль в 2010-11 годах находилась в
состоянии хаоса. Перевозчики теряли вагоны, задерживали грузы, на
оформление документов могло уходить несколько месяцев. К тому же частные
операторы значительно повысили тарифы на услуги. До 2004 года стоимость
железнодорожных услуг на дальнее расстояние была в два-три раза
меньшей, чем при автоперевозке. Сейчас ценовая политика обеих отраслей
транспортных услуг идёт вровень. Но автоперевозка обыгрывает по срокам.
Естественно, что части клиентов, обслуживающихся у железнодорожного
перевозчика, пришлось переориентироваться на доставку автотранспортом. И
если ресурсно-сырьевые компании в любом случае вынуждены перевозить
свою продукцию по железной дороге, то "зерновики" почти полностью
перешли на автомобильную доставку". Однако
железнодорожный транспорт не сдаёт свои позиции, особенно если речь
идёт о расстояниях свыше тысячи километров. И пока по показателям
грузооборота железнодорожные перевозки здесь лидируют. Хотя, как
утверждают игроки рынка, клиент чаще соглашается на риски, чем на
задержку поставок груза. В этом случае потеря времени важнее потери
самого имущества. По оценкам экспертов "2К
Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл",
доля автомобильных перевозок составляет около 60%, перевозок
железнодорожным транспортом - примерно 35%. "Несмотря
на многочисленные призывы и в России, и за рубежом о необходимости
переключения товарных потоков с автомобильного на другие виды
магистрального транспорта, его доля и спрос на этот вид услуг из года в
год только возрастают, - поясняет Анатолий Пинсон. - И это объективная
реальность - верх берут известные преимущества автотранспорта:
мобильность, скорость, возможность доставки "от двери до двери". По
итогам 2012 года объём коммерческих грузоперевозок автотранспортом
составляет около 1,7 миллиарда тонн - это самый высокий показатель среди
всех видов транспорта".
Специфика в регионах
Несмотря на рост объёма автоперевозок, участники рынка не устают
заявлять о снижении спроса. Как объясняют эксперты, происходит это, в
первую очередь, из-за невероятной насыщенности рынка предложением и, как
следствие, очень высокой конкуренции. Причём до кризиса перевозчик
обычно обходил конкурентов, предлагая клиенту наиболее низкую цену.
Дорожающее топливо сегодня просто исключает подобный сценарий: снизив
цены ниже рыночных, перевозчику не удастся покрыть даже свои минимальные
издержки.
"Снижения тарифов в этом году не
предвидится, - комментирует ведущий эксперт "Инжиниринговой компании
"2К"" Сергей
Воскресенский. - В целом в 2012 году цены на услуги автоперевозчиков
увеличились на 7,2 процента. Основными факторами повышения стоимости
автомобильных грузоперевозок являются продолжающаяся инфляция, рост
стоимости бензина и стоимости техники".
На рынке ЮФО уже довольно уверенно обосновались крупные федеральные
игроки. Свои отделения открыли DHL, "Деловые
линии", ПЭК, DPD. Такие компании как
сотрудничают с крупными клиентами, так и предоставляют услуги физическим
лицам. Клиентская база растёт в первую очередь за счёт развития
филиальной сети. Например, ПЭК имеет свои точки в 87 городах, у "Деловых
линий" более 90 подразделений.
Между частным извозом и крупными федеральными сервисами по
автоперевозке в последние годы формируется ещё одна категория - средние
игроки. Их сетевая структура гораздо слабее крупных компаний. К тому же
они редко предлагают услуги экспресс-доставки грузов и посылок или
каких-то спецуслуг - например, доставки посылок в сопровождении
персонального курьера. Чтобы выжить среди компаний-гигантов и "свободных"
перевозчиков, средние игроки должны выработать определённую тактику
борьбы за своего клиента. Показательным примером стал опыт ростовской
компании "Генеральная экспедиция"
- это средний региональный игрок, который более 10 лет осуществляет
грузоперевозки и экспедиционный сервис, в том числе и доставку сборных
грузов из различных регионов РФ в ЮФО. Кроме расширения региональной
сети, компания работает над развитием международных маршрутов. В том,
что касается клиентской базы, компания решила работать не на расширение
своего портфеля, а, наоборот, сосредоточиться на предоставлении услуг
для определённых сегментов бизнеса. "Сегодня
мы пришли к пониманию стратегии на ближайшие годы: чтобы удержаться на
рынке, необходимо выработать свою специфику, - поясняет руководитель
отдела по развитию ООО "Генеральная экспедиция" Сергей Чухраев. -
Во-первых, мы решили заниматься не только перевозками, но ещё и
экспедированием. Во-вторых, сделали приоритетным направлением
машиностроительную отрасль, так как там более дорогие грузы,
соответственно и сделки для нас окажутся выгоднее. В-третьих, работаем
не только с фактором наполняемости, но и с расширением географии
поставок. И, конечно же, спасает сотрудничество с крупными компаниями.
Так, для нас одной из наиболее удачных сделок была поставка
сельхозтехники "Ростсельмаша" в Венгрию".
Как поясняет г-н Чухраев, сегодня выгодно отрабатывать не только
короткие, но и длинные расстояния, так как по цене такая доставка груза
равнозначна стоимости железнодорожных перевозок.
К подобной политике склоняются многие средние компании. "В
этом сегменте большая конкуренция, и только ценой здесь не победить, -
подчёркивает исполнительный директор транспортно-экспедиционной компании
"Авелана Логистик" Александр Гумель. - Безусловно, мы делаем ставку на
качество оказываемых услуг, но вдобавок к этому нужны ещё сервис и
оптимальные логистические решения. Сегодня мы усиленно развиваем
китайский грузопоток через Казахстан. Для этого в прошлом году открыли
дополнительный офис и склад на китайской территории в непосредственной
близости от границы с Казахстаном. Таким образом, транзитное время и
возможность прохождения таможенного оформления непосредственно в
Казахстане позволяют конкурировать с маршрутом через Владивосток".
Надо отметить, что выход регионального игрока на федеральный рынок
тоже становится определённым трендом. По данным АМАП, региональные
перевозчики ЮФО и СКФО выполняют только 50% своих объёмов в "домашнем"
регионе, стараясь как можно шире освоить остальные российские
территории. При этом половина рынка ЮФО приходится на украинских
перевозчиков.
В одиночку не выжить
Что касается мелких игроков, то доля их по-прежнему остаётся очень
высокой. Как отмечает Анатолий Пинсон, и до, и после кризиса порядка 70%
автоперевозок выполняется или субъектами хозяйственной деятельности для
собственных нужд, или так называемыми "свободными"
перевозчиками. "Сегодня рынок
логистических услуг можно оценить как высококонкурентный,
низкорентабельный, на котором всё труднее и труднее приходится новым
игрокам, - рассказывает руководитель отдела логистики транспортной
компании "Южный груз" Игорь Мигунов. - Единственный вариант выживания
небольшой компании - это увеличение объёма продаж и создание отличий от
других игроков рынка.Такие компании предлагают услуги по низким ценам,
что приводит к снижению среднерыночной стоимости. В настоящее время
рентабельность логистических предприятий составляет около шести-восьми
процентов; для России, как страны развивающейся, это довольно неприятный
демотивирующий фактор. Разорение мелких компаний, однократно получивших
большую прибыль, - вполне закономерный результат высокой конкуренции.
Все ведущие логистические компании были основаны в конце 90-х - начале
2000-х годов. Новые сильные игроки, заявляющие о себе на рынке, - это
либо выходцы из ранее основанных компаний, либо результат основательных
финансовых инвестиций в новые проекты. За последние годы новых компаний,
оказывающих серьёзное влияние на рынок, не появилось".
Однако и мелким игрокам приходится буквально выживать в конкурентной
борьбе. Из-за роста цены на топливо, увеличения числа средних компаний,
которые готовы обслуживать примерно по тем же тарифам, но с гораздо
меньшими рисками, доля таких перевозчиков-"одиночек"
существенно снижается. И если средние компании пытаются расширить свои
регионы влияния и тем самым стать прямым конкурентом крупным игрокам, то
среди мелких компаний просматривается тенденция к объединению сил.
Основная цель таких мероприятий - снижение рисков при доставке и
предоставление минимального сервиса хотя бы общими усилиями. Как
отмечают специалисты "Везёт всем",
небольшие компании, которые смогли сгруппироваться и образовать
какие-то небольшие пулы, как правило, предлагают наиболее адекватные
цены. Они не имеют собственных мощных парков и логистических комплексов,
но смогли развить сотрудничество на договорных отношениях со сторонними
игроками. У подобной группы появляется возможность очень быстро
реагировать на требования рынка и его изменения хоть в географии, хоть в
структуре спроса. "Уже сейчас существуют
группы компаний, готовые оказать услуги по доставке груза, страхованию,
хранению, обработке и так далее. Все эти действия способствуют более
цивилизованному функционированию отрасли", -
комментирует Сергей Воскресенский.
Таким образом, в ситуации естественного отбора объединение усилий
способствует формированию отрасли. Более того, при оптимистическом
сценарии подобная тенденция позволит развивать и внутреннюю линейку
сервисного обслуживания - например, страхование груза. От этой услуги
намеренно отказываются порядка 80% клиентов из числа представителей
малого и среднего бизнеса, так как она влечёт за собой рост стоимости
перевозки, доходящий до 30%. "Этому рынку
нужны улучшение качества обслуживания, оптимизация логистики и хотя бы
минимальное лицензирование; именно эти параметры дадут определённый
толчок для дальнейшего его формирования. Как только качество услуг
начнёт развиваться и появится обязательное лицензирование, те же
страховщики будут вынуждены снизить тарифы страховой премии.
Следовательно, эта услуга станет более доступной для малого и среднего
бизнеса, - поясняет Алексей Козлов. - Сейчас рынок проходит период
фильтрации. И выиграют только те компании, которые будут развивать свой
бизнес за счёт сервиса и улучшения логистики".
Таким образом, рынок автомобильных грузоперевозок подошёл к этапу
стабилизации на всех уровнях. А уменьшение количества игроков в этом
сегменте в первую очередь отразится на качестве предоставленных услуг. http://www.trans-port.com.ua/
|