Первый вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов подписал распоряжение о
введении в действие Единого сетевого технологического процесса
железнодорожных перевозок.
Пока начинают работать лишь те нормы ЕСТП, которые не противоречат
федеральным законам и нормативным актам. В Минтрансе уверяют, что
работают над новыми изменениями в законодательстве.
Согласно Единому сетевому технологическому процессу для РЖД все
операции с вагонами становятся сдвоенными ЕСТП устанавливает права и
обязанности всех участников перевозочного процесса. "Мы
определили поле ответственности каждого из участников, перечислили все
юридические лица, которые принимают участие в перевозке, выстроили
грузовые и информационные потоки, - говорит один из авторов документа
руководитель Центра по технологической координации ОАО "РЖД"
Сергей Кобзев. - Мы увидели, кто в какой роли задействован, и исходя из
этого создали ЕСТП". Это процесс перевозки
в современных условиях, при которой уже нет инвентарного парка вагонов,
а возможности инфраструктуры ограниченны.
В документе впервые определяются обязанности оператора подвижного
состава, оговорены вопросы, связанные с планированием перевозок именно с
позиции железнодорожной инфраструктуры и перевозчика, замечает Сергей
Кобзев. Произведено разделение: когда действуют инфраструктурные
ограничения, а когда - перевозочные. Предполагается, что грузовладелец,
подавая заявку, уже имеет для этого вагон. Хотя есть возможность
обратиться и к перевозчику напрямую.
"Функции перевозчика в ЕСТП описаны
очень хорошо, и мы взяли на себя обязательств больше, чем возложили на
кого-либо другого, - говорил на совещании по техпроцессу в ФАС в конце
декабря вице-президент ОАО "РЖД"
Салман Бабаев. - Для нас все операции с вагонами становятся сдвоенными,
потому что из перевозчика грузов мы превращаемся в перевозчика вагонов.
По сути, для нас всё равно - гружёные они или порожние".
При обсуждении документа грузоотправителей и операторов особенно
заботит вопрос месячного календарного планирования и штрафов, которые
следуют за корректировку заявок. Однако в ЕСТП о штрафах не говорится,
как не говорится и об ответственности за корректировки заявок.
Корректировать их можно хоть каждый день, однако после определённой даты
заявки принимаются уже на следующий месяц. Но, как отмечает Салман
Бабаев, дорога может рассмотреть вопрос и вывезти груз в то же время,
если рядом есть порожние вагоны и позволяют технологические возможности.
Дополнительная плата взимается лишь тогда, когда грузоотправитель
намерен перевезти дополнительный объём, то есть подать ещё одну заявку.
Кроме того, в РЖД склоняются к тому, что контейнерные перевозки нужно
вывести из-под календарного планирования, поскольку возникают
дополнительные технологические риски.
Ещё один из приёмов технологической координации: если две соседние
станции способны грузить по 500 вагонов ежесуточно, но, например, на
Дальний Восток можно пропустить в сутки только 800, то на одной погрузят
500 вагонов, а на второй лишь 300.
Есть ряд моментов, для введения в действие которых необходимо
изменение действующего законодательства. В частности, предполагается,
что заявку ГУ-12 будут согласовывать грузоотправитель, оператор и
владелец пути необщего пользования. Кроме того, оператор должен подавать
заранее в РЖД уведомления о порожних вагонопотоках на месяц, а
грузовладелец - планы по погрузке на месяц. Ряд положений
согласовываются между участниками рынка и могут выполняться на
добровольных началах. К таковым относится заключение долгосрочного
договора между перевозчиком, грузовладельцем и оператором об организации
перевозок. Последние могут предоставлять перевозчику вагоны и
планировать с РЖД порожние грузопотоки на календарный месяц. Все
необходимые изменения, которые нужно внести в законодательную базу с
точки зрения РЖД, переданы в Минтранс ещё летом прошлого года.
"Последняя редакция единого сетевого
технологического процесса в Минтранс пока не поступала, - заявил "Гудку"
директор департамента государственной политики в области
железнодорожного транспорта Минтранса Вячеслав Петренко. - Однако мы
также участвовали в разработке этого документа, вместе с компанией
проходили все развилки и в целом одобряем те подходы, которые там
применяются". Как говорит Вячеслав
Петренко, в министерстве работают над изменениями в законодательстве.
Однако внести их нужно в том числе и в такие сложные документы, какими
являются закон о железнодорожном транспорте и устав.
Как поясняет генеральный директор ЦФТО ОАО "РЖД"
Елена Кунаева, пока, до внесения изменения в законодательную базу,
работа её подразделения не претерпит существенных изменений.
Грузоотправители пока не ограничены по срокам подачи заявок, для них
система непрерывного планирования, конечно, удобнее. Однако в целом по
компании технологии взаимодействия между структурами будут
отрабатываться именно на основе новой технологии. РЖД как раз
воспользуются спадом в перевозках, чтобы отработать эти механизмы. http://www.trans-port.com.ua/
|