Частые собеседования – это практически правило при поиске работы,
ведь чем больше предложений, тем лучше выбор. Однако подходящих
предложений работы в
актуальных экономических условиях не так и много – ходить на
собеседования чаще, чем раз в неделю, могут только 40% соискателей.
Крайне мало опрошенных
устроились на хорошую работу сразу после первого собеседования (3%).
Еще треть соискателей при последнем поиске работы ходили на
собеседования раз в месяц
или даже реже. Некоторым особенно не везет, они мечтают попасть хотя
бы на одно собеседование. Один из респондентов написал нам: «У меня
такое ощущение,
что HR-менеджеры мое резюме не читают. Отправляю, а ответа нет. Мне
52, грамотный специалист и управленец, в чем причина – не пойму».
Половина офисных работников жалуется, что только зря потратили свое
время на большинстве собеседований. 25% - оптимисты, они уверены, что
даже неудачное
интервью, в конечном счете, было для них полезным.
В неудачах на собеседовании 85% опрошенных винят себя. Только 15%
соискателей уверены, что их не оценили по достоинству по вине
работодателя. Самая
популярная причина провала – плохая самопрезентация работодателю
(59%). В других случаях работа соискателям кажется совершенно
неинтересной (28%) или
должность слишком сложной (14%). Среди подробных объяснений часто
встречались такие: «уровень предложенной заработной платы озвучивался
лишь на
собеседовании и не оправдывал моих надежд» или «менеджер подал
неверную информацию о вакансии, что повлекло за собой недоразумения с
руководителем».
Только пятая часть респондентов (20%) никогда не попадала ситуации,
когда собеседование оказывалось неудачным по вине нанимателя. 80% такой
опыт имеют и
рассказывали о нем весьма эмоционально. Чаще всего жалуются на
неполную, недостоверную или вовсе неправдивую информацию о должности,
указанную в вакансии.
Третьей части респондентов приходилось отвечать на некорректные,
неадекватные вопросы собеседника, а еще 12% имели опыт стрессового
интервью.
Мы попросили респондентов поделиться историей самого неудачного
собеседования. В результате было получено около 300 историй, в которых
соискатели
рассказали о том, что больше всего «наболело».
Первое, о чем вспоминают, рассказывая о неудачах, это вопросы
которые задают на собеседовании. Из всех историй о неудачных вопросах
на
собеседовании не было ни одной о вопросах про проф.
квалификацию. Что выводило соискателей из себя, так это
расспросы о личном либо
«психологической» направленности.
«
Меня пригласили на должность маркетинг-менеджера в одно издание.
Сначала HR- менеджер расспрашивала меня о дате и времени моего
рождения, о семье. О
работе ничего не спрашивали. Далее меня пригласили в другую
комнату, где кроме меня присутствовал ещё один соискатель. Нас стали
расспрашивать о
сильных и слабых чертах характера, о хобби, о литературе,
параллельно критикуя, например, литературные вкусы и заставляя
анализировать жизненную
позицию другого соискателя. Это все длилось около 2-х часов, об
опыте работы, о проф. навыках так и не спросили, в конце я задала
вопрос, зачем меня
спрашивали о времени рождения, на что мне ответили: так мы
определяем, подходите вы мне или нет. На что я решила, что честно не
подхожу, и ушла
».
Здесь есть два вида раздражителей – стандартные, шаблонные вопросы
(«Ваши сильные и слабые стороны», «Кем вы себя видите через 10 лет в
нашей компании» и
т.д.) и нестандартные, а главное непонятные соискателю вопросы
. Следует еще раз обратить внимание, что и первые, и вторые
раздражают только тогда, когда их существенно больше, чем
квалификационных заданий.
Отдельно стоит вспомнить про некорректные вопросы о личной
жизни. В таких случаях часто имеет место гендерная особенность –
у
соискательниц в процессе интервью чаще интересуются частной жизнью,
чем у соискателей.
«Работодатели слишком интересуются приватной жизнью кандидата,
даже скажу − чересчур, и мало интересуются профессиональными качествами
претендента на
вакансию. Это происходило почти на каждом собеседовании».
ТОП-3 самых неожиданных и неприятных вопросов на собеседовании может
выглядеть, например, так:
«Как вы поведете себя, если увидите на своем рабочем столе
пыль?»
«Почему Вы не хотите сделать аборт, если забеременеете, вы что в
секту ходите?»
«А сколько комнат у вас в квартире?»
Еще среди «нестандартных» вопросов не по сути часто вспоминали:
· Заполнение психологических опросников или выполнение тестов,
которое длилось больше чем само собеседование. Особенной любовью у
соискателей пользуется
тест «Несуществующее животное».
· Астрологическая, нумерологическая и другая «эзотерическая»
диагностика.
· Задачи на логику или задачи, которые определяют ненужные для
должности способности. Например, математические задачки из учебника
средней школы при
собеседовании на должность аналитика или логические задачки для
работника пресс-службы.
Не нравилось соискателям и то, в какой манере проводятся
собеседования – предвзятое отношение к соискателям исходя из их
пола, сферы
деятельности, иногда внешности. Самые неприятные (но и самые частые)
истории о массовых собеседованиях, в ходе которых соискателей
заставляют конкурировать
между собой в открытую. Нередкие случаи, когда для того, чтобы
занять должность рядового менеджера, необходимо пройти 5-6 уровней
собеседования растянутых
во времени.
Но, пожалуй, самыми частыми историями о неудачных собеседованиях
были истории о проблемах с тайм-менеджментом. Каждая
вторая-третья
история − именно об опозданиях, ожиданиях и задержках работодателя.
Главное, что даже успешное прохождение такого интервью, часто
заканчивается отказом
соискателя от должности – вывод об организации труда в компании
сделан еще на этапе отбора. Самую яркую историю приводим ниже.
«Собеседовалась в колл-центр. На вакансию была огромная очередь в
узком коридоре, сидеть было негде. Пока до меня дошла очередь (через
несколько
часов), все, что я смогла сказать специалисту за столом, так это
спросить, где у них туалет. Когда вышла, переосмыслила нужность этой
работы для себя и
уже не вернулась».
Среди других популярных причин неудачных интервью – низкая
квалификация HR-менеджера. По
мнению
соискателей, на недостаточный профессионализм рекрутера указывают
такие проявления, как отсутствие обратной связи, неготовность задавать
вопросы,
определяющие квалификационный уровень, недостаточная информация о
компании (часто при пристрастном допросе на собеседовании),
непунктуальность,
запутанность и непрозрачность процедур отбора.
Если при всех выше изложенных минусах соискатели могли закрыть глаза
и согласиться на должность, которая интересует, то в некоторых случаях
им однозначно
приходилось спасаться бегством. Так бывает, если
работодатель ведет себя неадекватно, нетактично или попросту
по-хамски:
«Работодатель все собеседование пялился на мой бюст, хотя я была
прилично одета, без декольте и вообще, «бизнес-лук».
«Неадекватный генеральный директор. Все зависит от его
настроения. Матерщина. Не могу этого терпеть».
«В двух словах: 1) потенциальный босс, который проводил
собеседование, вел себя по-хамски (обругал мои предыдущие места работы,
хотя тогда у меня
выбора не было, где и кем работать); 2) он же при мне обругал
подчиненных за... перерасход упаковочного материала! Якобы «не надо
шибко заматывать, и
так до клиента дойдет...»
«Директор (мужчина) вел себя совсем неадекватно. Не смотрел в
мою сторону, отводил глаза, задавал неуместные вопросы, перебивал и
пробовал найти ошибки
в моем резюме (с красной ручкой в руках). В конце собеседования
вообще скомкал мое резюме».
«Работодатель вел себя странно, держал открытым окно при -15С
морозе, пришлось даже одеть верхнюю одежду. И, видимо, начитавшись о
всякого рода
«креативных» интервью, проводимых в больших компаниях (типа
Гугла), решил быть оригинальным – посреди интервью замолчал, задумался
минут на 10, вытянул
из кармана рубашки ручку, и... следующие полчаса ею любовался,
рассказывая, что она (ручка): синяя, может писать, может просто лежать,
может
включаться, может выключаться, может быть аксессуаром, а еще
может быть красной. Человек явно был далеко от мира сего)). После 30 (!)
минут одумался,
сказал спасибо, что его выслушали, и все. Собеседование было в
крупном банке, на позицию маркетолога».
Еще одна причина неудачных поисков работы – обман в
вакансиях, случаи махинаций. Чаще всего такие случаи бывают в
торговых компаниях и
сетевом маркетинге, но не только:
«Меня, конечно, удивило, что офис находился на верхнем этаже
жилого здания. Но я отважно поехала. Уточнила этаж у мужчины, который
ехал лифтом вместе
со мной. Я назвала номер квартиры при этом. Он несказанно
удивился, и сообщил, что он – директор фирмы, на которую я еду, и ему
ничего неизвестно о
собеседовании. Я показала газету и сказала, что договорилась о
встрече по телефону. Он очень рассердился, что его заместитель
самоуправствует. Попросил
у меня газету, сказал, что разберется с этим человеком, а мне
сообщил, что такой вакансии нет. Тем же лифтом я поехала вниз, радуясь,
что, похоже,
легко отделалась».
«Собеседование проходило в «Леонардо», на вакансию, которую я
хотела. Поискав в интернете информацию о компании, я была удовлетворена.
На деле же
оказалось что это – другая компания, на собеседование пришло
около 15 человек на то же время. Этого было достаточно, чтобы понять,
что это афера. Из
интереса я осталась на собеседование, но все подозрения
естественно подтвердились. Мне предложили «управление инвестиционными
активами», купить
программу и работать на дому».
Данные были получены в результате опроса, проходившего среди
зарегистрированных пользователей сайта hh.ua в феврале 2013 года. В
опросе приняли участие
2315 респондента, среди которых 47% − мужчины, 53% − женщины в
возрасте от 21 до 40 лет.
http://hh.ua/
|