Грузовые перевозки на сети РЖД в 2013г. грузовые перевозки снизились по
сравнению c прошлым годом: объем погрузки составил 1 237,5 млн т
(-2,8% или -34,8 млн тонн к 2012г.), грузооборот - 1 971,5 млрд т-км (-1,6%
или 32,6 млрд т-км), сообщается в бюллетене компании Brunswick Rail.
Уголь. В 2013 г. перевезено 310,8 млн т угля (+1,0% по сравнению c
2012г.), грузооборот составил 775,5 млрд т-км (+5,4% к 2012 г.). Объем
перевозок угля в декабре 2013г. достиг уровня 29 млн т, что является
историческим месячным максимумом перевозок угля, который обусловлен
рекордным уровнем добычи. Нефть и нефтепродукты. В 2013г. объем
перевозок нефти и нефтепродуктов составил 250,3 млн т (-3,1%),
грузооборот - 383,1 млрд т-км (-4,6%). Доля перевозок сырой нефти
сократилась с 17,1% в 2012г. до 12,7% в 2013г. и составила 32,5 млн т.
Основными категориями нефтяных грузов перевозимых по железной дороге
стали мазут (70,7 млн т; +2,0% к 2012г.), дизельное топливо (55,7 млн т;
-3,8%), бензин (37,5 млн т; -3,0%), сырая нефть (32,5 млн т; -27,7%). Сжиженный
углеводородный газ. В 2013г. объем перевозок составил 38,5 млн т
(+13,8%), грузооборот - 83,9 млрд т-км (+17,9%). Внутренние перевозки
увеличились на четверть, экспортные перевозки увеличились на 5%.
Основными драйверами роста были направления турецких и европейских
портов. Отправки увеличились со станций Лимбей (НОВАТЭК) и Сывдарма
(Газпромтранс и УНГК) ЯНАО и Сургут (Газпромтранс) и Пыть-Ях
(СИБУР-Транс) ХМАО. Строительные грузы. Общий объем перевозок
строительных грузов в 2013г. составил 204,6 млн т (-7,5%), грузооборот -
110,1 млрд т-км (-5,0%). По перевозкам всех категорий строительных
грузов наблюдалось снижение в 2013г.: щебень (-10% по сравнению с
2012г.), камень строительный (-2%), цемент (-2%), песок и глина (-5%),
кирпич (-2%), зола и шлаки (-11%). Черные металлы. В 2013г. объем
перевозок черных металлов составил 70,1 млн т (-4,5%), грузооборот -
108,7 млрд т-км (-9,8%). Внутренние перевозки черных металлов снизились
на 2,5%, экспортные на 7%. Основным драйвером падения экспортных
перевозок стали отправки в Евросоюз и Китай. Следует отметить увеличение
экспорта в США и Мексику. Отправки с ММК, ЧМК и НТМК уменьшились, с
НЛМК и с Северстали остались на уровне 2012г. Железная руда. В 2013г.
объем перевозок железной руды составил 110,8 млн т (+0,6%), грузооборот
- 111,4 млрд т-км (-3,9%). Грузооборот руды снизился из-за уменьшения
объемов экспорта руды в Китай. Объемы отправок с Михайловского,
Качканарского, Рудногорского и Ковдорского ГОКов и "Карельского
окатыша" Северстали увеличились, со
Стойленского и Оленегорского ГОКов - снизились. Лом. В 2013г. объем
перевозок лома составил 16,7 млн т (-7,2%), грузооборот - 14,0 млрд т-км
(-9,7%). Потребление лома основными металлургическими предприятиями
сократилось на 5%-15% по сравнению с 2012г. Исключением стал НЛМК,
увеличивший на 7% перевозки лома на заводы в Новолипецке и Ревде. Цветные
металлы, руды и концентраты. В 2013г. объем перевозок цветных
металлов составил 25,2 млн т (-7,5%), грузооборот - 36,0 млрд т-км
(-2,5%). Сырье для производства цветных металлов составляет более 80%
перевозок и осуществляется преимущественно на внутренних направлениях.
Готовый прокат и сплавы
цветных металлов перевозятся в США и европейские порты. На внутренний
рынок перевозится не более 20% проката цветных металлов. Цены на
медь в первой половине 2013г. были более $8 000 за тонну, во второй
половине года они снизились и зафиксировались в диапазоне $7 000 - $7
500. Цены на никель в начале 2013г. были на уровне $19 000 за тонну, во
второй половине года наблюдалось снижение цен на четверть до $13 500 -
$15 000 за тонну. Цены на алюминий повторили динамику цен никеля,
снизившись с $2 200 за тонну в начале 2013г. до $1 750-$1 850 во второй
половине года. Зерновые культуры. В 2013г. объем перевозок зерновых
культур составил 16,5 млн т (-18,3%), грузооборот - 27,4 млрд т-км
(-19,9%). В первую очередь сильное падение связано с низкими объемами
перевозок в начале 2013г. Удобрения. Вслед за увеличением
производства удобрений в 2013г. выросли перевозки удобрений: погрузка
составила 47,0 млн т (+4,2%), грузооборот - 77,2 млрд т-км (+1,9%).
Внутренние перевозки сократились на 1%, экспортные перевозки увеличились
на 7,5% благодаря росту экспорта калийных удобрений. Следует отметить
увеличение объемов перевозок со станций Березники, Соликамск, Кошта.
Производство подвижного состава на "пространстве
1520" В 2013г. заводами СНГ
было произведено более 87 тыс. вагонов, что на треть ниже производства
2012г. В 2013г. загрузка производственных мощностей заводов СНГ
составила 60%. В течение 2013г. на фоне снижения загрузки у российских
заводов произошли изменения в номенклатуре выпускаемой продукции:
переориентация на производство конкретных типов подвижного состава.
Полувагоны продолжили строить на УВЗ, Алтайвагоне, ТВСЗ, Промтракторе,
Новокузнецком и Барнаульском заводах. Нефтебензиновые цистерны
производили УВЗ, ВКМ и Алтайвагон. Газовые цистерны выпускал ВКМ,
хопперы - Брянский завод, ВКМ и ТВСЗ. Универсальные и фитинговые
платформы строили Алтайвагон, ЗМК и Трансмаш в Энгельсе, Рославльский
вагоноремонтный завод. Крытые вагоны строили Алтайвагон и Армавирский
завод тяжелого машиностроения. Полувагоны. В 2013г. построено более
37 тыс. полувагонов (в два раза меньше чем в 2012г.). 10% объёма выпуска
составили полувагоны нового поколения, которые были произведены на УВЗ,
ТВСЗ и Казахстанском ВСЗ. Российские заводы выпустили около 80%
полувагонов в СНГ, украинские заводы сократили производство полувагонов в
5 раз. Производство белорусских и казахских вагоностроителей было на
таком же уровне, как и в 2012г. В начале 2013г. Цены на вагоны
находились на уровне $55 000 за ед., в конце 2013г. - снизились до $49
000 - $52 000. Нефтебензиновые цистерны. В 2013г. произведено около
13 тыс. нефтяных цистерн (на четверть меньше чем в 2012 г.). Цены на
цистерны снизились с $72 000 за ед. в начале года до $52 000 - $55 000 в
конце года. Хопперы. В 2013г. построено более 13 тыс. хопперов
(в полтора раза больше чем в 2012г.). Производство зерновозов и
цементовозов в 2013г. увеличилось двукратно по сравнению с 2012г.,
производство минераловозов и дозаторов сократилось примерно на 10% и
30%, соответственно. Цены на цементовозы в конце 2013г. находились в
диапазоне $47 700 - $56 000 за ед., на зерновозы - $52 600 - $56 000 за
ед., на минераловозы - $49 900 - $54 000 за ед. Крытые вагоны. В
2013г. построено около 8 тыс. крытых вагонов (на треть больше чем в
2012г.). Цены на крытые вагоны в течение 2013г. снизились с $80 000 за
ед. до уровня $60 500 - $64 000. Газовые цистерны. Газовых цистерн
построено около 7 тыс. ед. (в полтора раза больше, чем в 2012г.). Цены
на данный вид подвижного состава в декабре 2013г. находились в диапазоне
$68 000 - $76 000 за ед., в начале года цена газовой цистерны превышала
$90 000 за ед. Платформы. В 2013г.
построено около 4 тыс. фитинговых платформ, что соответствует показателю
2012г., и около 3 тыс. универсальных платформ (на две трети больше, чем
в 2012г.). Цены на разные типы платформ в декабре 2013г. находились
в диапазоне $48 700 - $58 000 за ед. В начале 2013г. цена на
платформу составляла около $65 000 за ед.
Российский рынок оперативного лизинга подвижного состава В
декабре текущего года произошло сезонное снижение ставки на полувагоны
до $17-$18 в сутки под воздействием сезонных факторов. Ставки на все
остальные виды подвижного состава стабилизировались относительно
показателей ноября 2013г.
Суточные ставки на крытые вагоны сохранились на уровне $32. Суточные
ставки на универсальные и фитинговые платформы находились на уровне $27 и
$30, соответственно. Ставка на хопперы-минераловозы составила $26 в
сутки. Ставки на зерновозы и цементовозы на $2-$3 выше, чем ставки на
минераловозы. Суточные ставки на нефтебензиновые цистерны находились в
диапазоне $26-$28. Ставка газовые цистерны снизились до $44. Ставки на
цистерны для пищевых грузов также снизились и находятся на уровне
$33-$34 в сутки. В целом в течение 2013г. ставки аренды снижались на
все типы подвижного состава, в среднем потеряв примерно 20% за год,
исключение составили ставки на полувагоны, которые достигли минимальных
значение еще в конце 2012г. Ставки на полувагоны весь 2013г.
находились в диапазоне $17 - $21 в сутки. Суточная ставка на
нефтебензиновые цистерны снизилась с $37 в конце 2012г. до $27 в конце
2013г. Ставки на универсальные и фитинговые платформы снизились с $37 в
конце 2012г. до $27 и $30 в конце 2013г., соответственно. Ставки на
хопперы-минераловозы в конце 2012г. составляли $35 и снизились до $26 в
сутки. Ставки на газовые цистерны снизились с $57 в сутки в конце 2012г.
До $41 в конце 2012г. Суточная ставка на крытые вагоны составляла $39 в
конце 2012г. и снизилась до $32 в конце 2013г. Состояние
текущего российского парка грузовых вагонов В течение 2013г.
вследствии снижения объемов перевозок и увеличения парка подвижного
состава произошел рост парка, не задействованного в перевозочном
процессе, и коэффициента порожнего пробега по сравнению с аналогичными
показателями 2012г. Общий парк вагонов РФ увеличился с 1 150 тыс.
вагонов в начале 2013г. до около 1 210 тыс. вагонов в конце 2013г. Парк
незадействованных вагонов в 2013г. изменился с 240 тыс. ед. подвижного
состава в первом квартале 2013г. до 170 - 190 тыс. ед. во второй
половине года. Однако этот показатель на 50-60 тыс. ед. превышает
аналогичный показатель2012г. По нашим оценкам, профицит вагонного
парка составлял 70-90 тыс. вагонов. Парк полувагонов в РФ составлял
550 тыс. ед., в среднем ежемесячно 60 тыс. единиц из которых не было
задействовано в перевозках. Парк цистерн составлял 290 тыс. единиц (32
тыс. - газовые), не задействовано в перевозках около 30 тыс. ед. Парк
крытых вагонов составлял 74 тыс. ед., не задействовано - 20-23 тыс.
вагонов. Парк универсальных платформ составлял 66 тыс. ед., не
задействовано в перевозках - 16-19 тыс. ед. Парк фитинговых платформ
составлял 46 тыс. ед. Незадействованный парк фитинговых платформ
составлял 13-15 тыс. ед. Парк зерновозов составляет 41 тыс. ед. Парк
незадействованных зерновозов в сезон сбора и перевозки урожая составлял 2-5
тыс. ед. В низкий сезон он достигал половины парка: около 5-7 тыс.
зерновозов использовалось для перевозок минеральных удобрений. Парк
минераловозов составлял 37 тыс. ед. Незадействованный парк минераловозов
составлял 5-7 тыс. ед. Коэффициент порожнего пробега в течение
2013г. находился в диапазоне 75% - 80%, среднегодовое значение
коэффициента порожнего пробега - 76,7%. В 2012г. этот показатель
находился в диапазоне 65%-70%. Такое повышение, в первую очередь,
связано с увеличением коэффициента порожнего пробега у полувагонов с
55,2% в 2012г. до 71,0% в 2013г. Возрастная структура парка Средний
возраст российского парка вагонов составляет примерно 16 лет.
Возрастная структура различных типов подвижного состава существенно
различается. За последние 7 лет в период активного производства выпущено
более 550 тыс. вагонов, в значительной степени обновлены парки
полувагонов, нефтебензиновых и газовых цистерн, а также крытых вагонов и
минераловозов.
Полувагоны. Несмотря на то, что в последние 5 лет было построено
более 300 тыс. полувагонов, на сети осталось около 140 тыс. полувагонов
(26% парка) с продленным срок службы. Окончания нормативного срока
службы в ближайшие 5 лет ожидает ещё около 40 тыс. полувагонов (8%).
Полувагонов возрастом от 10 до 20 лет в парке крайне мало, что
обусловлено провалом производства в 2000-е годы. При условии списания
всех "продленных" вагонов
в течении 5-7 лет, к 2020г. старых полувагонов на сети РЖД не
останется. Средний возраст парка полувагонов составляет около 12 лет. Нефтебензиновые
цистерны. Нефтебензиновые цистерны имеют самую равномерную
возрастную структуру среди всех типов подвижного состава. Срок службы
продлен у 40 тыс. цистерн (15%). Окончание срока службы в ближайшие 5
лет ожидает 22 тыс. цистерны (8%). Средний возраст парка
нефтебензиновых цистерн - 18 лет. Газовые цистерны. Парк газовых
цистерн - один из самых молодых парков железнодорожных вагонов. В
ближайшие 5 лет ожидает списания 2% данного вида подвижного состава.
Спрос на новые газовые цистерны будет зависеть от увеличения
железнодорожных перевозок газовых грузов. Средний возраст газовых
цистерн - 10 лет. Платформы. Парк фитинговых платформ за последние
5-7 лет значительно обновился. 2,5 тыс. фитинговых платформ (5%) имеют
продленный срок службы. В ближайшие 5 лет ожидают списания ещё около 6
тыс. фитинговых платформ (13%). Парк универсальных платформ - один из
самых старых парков среди всех типов подвижного состава. 19 тыс.
платформ (28%) имеют продленный срок службы. В ближайшие 5 лет еще 14
тыс. платформ (21%) достигнут окончания срока службы. Только 20%
универсальных платформ имеют возраст менее 20 лет. Средний
возраст фитинговых платформ - 14 лет, универсальных платформ - 26 лет. Крытые
вагоны. Превышен срок службы у 9 тыс. крытых вагонов (12%). В ближайшие
5 лет еще 12 тыс. крытых вагонов (17%) достигнут окончания срока
службы. Средний возраст российского парка крытых вагонов - 20 лет. Хопперы. Превышен
срок службы у 5 тыс. зерновозов (14%), 5 тыс. минераловозов (15%), 4
тыс. цемнтовозов (14%). В ближайшие 5 лет превысят нормативный срок
службы еще 17,5 тыс. зерновозов (46%), 7 тыс. минераловозов (20%), 7
тыс. цементовозов (23%). Средний возраст зерновозов составляет 23 года,
минераловозов - 14 лет, цементовозов - 14 лет. Прочие
специализированные вагоны. Парк прочего специализированного подвижного
состава имеет средний возраст 23 года. Парк с продленным сроком службы
составляет 16 тыс. вагонов (21%), в ближайшие 5 лет окончания срока
службы достигнут еще 15 тыс. вагонов (19%). Правительство
разрабатывает меры, направленные на обновление и модернизацию подвижного
состава, среди которых: увеличение тарифов для перевозки в вагонах с
продленным сроком службы, увеличение стоимости капитального ремонта с
продлением, уменьшение срока самого продления, программа утилизации
старых вагонов, субсидирование покупки вагонов нового поколения.
Реализация этих мер ожидается в 2014-2015гг.
Состояние текущего парка локомотивов Парк
локомотивов состоит из 23 тыс. магистральных локомотивов, а также 7 тыс.
маневровых локомотивов. Из них 14 тыс. локомотивов (45%) имеют
продленный срок службы. В ближайшие 5 лет достигнут окончания срока
службы еще 8 тыс. локомотивов (28%). Средний возраст локомотивов
составляет 28,5 лет при среднем сроке службы в 30 лет. Ежегодно
локомотивостроение увеличивается и уже достигло производства 600 ед. в
год, тем не менее, этого недостаточно для полноценного обновления парка
локомотивов. Правительство рассматривает возможность привлечения
частного капитала в локомотивный сегмент железнодорожного рынка. Крупнейшие
сделки на железнодорожном рынке РФ в 2013 году Объем сделок
на вторичном рынке вагонов в 2013г. составил около 60 тыс. вагонов или
86,8 млрд. руб. Большинство крупных сделок, направленных на обеспечение
долгосрочного доступа к грузовой базе, были осуществлены еще в 2012г. В
2013г. продолжилась консолидация парков старых зерновозов и
универсальных платформ в холдинге РусТрансКом. GlobalTrans,
УВЗ-Логистика и РусТрансКом в 2013г. наращивали парк за счет
органического роста, профинансированного Сбербанком и ВТБ, а также в
рамках сделок по слиянию и поглощению Мировой рынок
оперативного и финансового лизинга В декабре 2013г. Sumitomo
Corporation приобрела американского оператора железнодорожных вагонов
Flagship. Стоимость покупки составила $1,1 млрд, размер парка
компании составляет 15 тыс. вагонов. Также в декабре 2013г. Element
Financial Corporation (TSX:EFN) предоставило финансирование Trinity
Industry (NYSE:TRN), (в размере $2,0 млрд. Финансирование будет
предоставлено в течение двух лет для обновления парка, сделок возвратного
лизинга и обновления производственных мощностей. В августе 2013г.
Укразализныця подписала семилетний договор на лизинг 350 локомотивов
(годовая ставка составляет 9,5%) с молдавской лизинговой компанией
Premier Leasing, сумма сделки составляет $2,8 млрд. VTG и Kuehne
& Nagel в мае 2013г. подписали соглашение по расширению
логистического бизнеса совместного предприятия Transpetrol, VTG будет
принадлежать 74,9% акций Transpetrol, Kuehne & Nagel - 25,1%.
Transpetrol планирует выходить на рынок СНГ. http://www.trans-port.com.ua/
|