В этом году выпускники школ не были оригинальны: каждый второй выбрал программу в сфере социальных наук, коммерции и правоведении. Автор: Марьяна Иванова-Евсеева "По инерции, — с прискорбием отмечает председатель Совета ректоров Латвии Арвид Баршевскис, — в лучшем случае половина будущих выпускников сможет найти работу по данным специальностям. Единственное, что могут предложить им вузы, — последующую переквалификацию или дополнительно профильное образование. А это значит, еще два–три года за студенческой скамьей. Однако, отмечают опрошенные "ДВ" эксперты, были среди поступающих и более проницательные молодые люди. Новый тренд 2010 года — это медицина, фармацевтика, биология и телекоммуникации. Здесь конкурс на "бюджет" доходил до 20 человек на место!
Беда наших абитуриентов в том, что они, во–первых, не следят за тенденциями на рынке труда и не представляют себе: а какие профессии будут иметь спрос через 3–4 года? Во–вторых, молодежь в Латвии предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления. Логика их такова: математику я достаточно зубрил в школе, так что следующую "пятилетку" могу посвятить себе. Поэтому и выбирают ненавязчивую психологию или педагогику вместо хлопотной инженерии или информационных технологий. В итоге, уверяют рекрутинговые агентства, выпускники вузов будут пополнять армию безработных. Без вариантов! И при этом в стране будет недоставать грамотных технических специалистов, равно как и медиков. Поскольку молодые врачи — и это уже стало аксиомой! — на 99% мигрируют за рубеж. Однако, как показывает анализ "ДВ", не все так плохо в Датском королевстве. Многие, даже гуманитарные, профессии будут спасены за счет вливаний из европейских фондов, которые дотируют различные научные, экологические и бизнес–проекты. Кого сегодня кует латвийская кузница кадров и каковы ее главные ошибки, об этом нам рассказали представитель международной компании менеджмента Hay Group, компании по подбору персонала CV–Online и председатель Совета ректоров Латвии Арвид Баршевскис.
1. Социальные науки, предпринимательская деятельность и юриспруденция.
На протяжении последних пяти лет эти программы остаются наиболее востребованными среди молодежи. Причем студентов совершенно не пугает необходимость платить за свое обучение: платных мест по данным специальностям становится все больше, и все они находят своих потребителей. По словам г–жи Роде, причин, почему абитуриенты идут на "пиар" и не пытаются связать свою жизнь с производством, несколько. Первая: нам очень долго внушали, что финансисты, юристы и бухгалтеры получают очень много, а работают при этом "в меру сил". Зарплата — вот главный мотиватор их выбора. Но сегодня ситуация уже не та, что была в "жирные годы”: юрисконсультам платят мало, делопроизводителей — в избытке, до грамотного экономиста еще нужно дорасти, должности в прокуратуре и судах заняты на десятилетие вперед. Вторая причина: студенты до сих пор наивно полагают, что они, в качестве социологов, с легкостью смогут найти работу в госсекторе. Хотя отдельная статистика и говорит о том, что штат бюрократов снова начинает расширяться, это не так. Чиновник — не профессия. Госслужащим может стать любой: от художника до инженера.
Так что единственный плюс от наличия у выпускника подобного рода корочки — это возможность быстрее, чем конкуренты со средним образованием, "пройти" по вакансии продавца или секретаря. Если есть выбор, работодатели все–таки предпочитают заполучить себе более ценного работника, даже на самую простую должность, считает г–н Баршевскис.
2. Инженерные науки, производство и строительство.
Это вторая по популярности группа специальностей и, по мнению экспертов, наиболее перспективная. Несмотря на то что рынок недвижимости сегодня переживает не лучшие времена, прорабы, проектировщики, инженеры по–прежнему в цене. Необходим персонал, способный поддерживать ныне существующую инфраструктуру. А к моменту окончания обучения сегодняшних абитуриентов потребность в околостроительных специалистах только возрастет. Что касается инженерно–технического профиля, уже сейчас на порталах рекрутинговых агентств можно найти около 100 свободных вакансий. В основном запросы подают латвийские компании. Так, например, согласно базе данных CV–Online, сотрудников ищут в Latvenergo, Polipaks, BauHow, Lāci, Belam, в различных производственных лабораториях. Специализация — самая разнообразная: от инженеров по электротехнике и автоматике до сборки и эксплуатации оборудования.
Студенты, которые решили связать свою карьеру с промышленным сектором и подались в технологи, тоже ни о чем не пожалеют, полагает руководитель маркетингового отдела CV–Online Гинтс Германис. Производственный потенциал в Латвии будет расти, что в первую очередь связано с уже наметившимся увеличением экспорта отечественной продукции. Следовательно, с каждым годом будет появляться все больше хороших должностей в "пищевке", металлообработке и, самое главное, в логистике. По прогнозам специалиста, транспортная отрасль, грузоперевозки за ближайшие 3–4 года существенно нарастят свои обороты. И инженеры–логисты будут нарасхват. А вот с трудоустройством за пределами родины у "технарей" могут быть проблемы, считает Роде. Пока спрос на них очень невысок и одновременно велика конкуренция с выпускниками местных технических вузов.
3. Гуманитарные науки и искусство.
Как утверждают наши эксперты: переводчик, дизайнер, искусствовед или специалист в области культуры — это не самый худший вариант для молодых кадров. Во–первых, постоянной подпитки требует раздутый бюрократический аппарат различных европейских структур. Если человек владеет английским языком, основами делопроизводства и менеджмента, он без труда сможет найти себе применение в одном из многочисленных подразделений Еврокомиссии и подведомственных ей организаций. Вакансии доступны всем, вне зависимости от национальности претендента. Главное — иметь паспорт гражданина ЕС.
Во–вторых, сейчас Европа открыла свой рынок труда для людей с незаурядными творческими способностями: промышленный дизайн — одно из возможных направлений. Другое — искусство. Если у студента есть возможность еще во время обучения пройти практику в какой–нибудь известной академии искусств Англии или Италии и помимо "хватки" он обладает талантом, его обязательно заметят! Это не будет работа в ее обычном понимании, но начало сотрудничества, отдельные заказы, что уже неплохо, комментирует Роде.
— Вузы тоже стараются встроиться в систему, — добавляет Баршевскис. — Открывают новые программы, нацеленные на изучение культурных связей с ЕС и Россией. Сегодня, чтобы прорваться на новые рынки сбыта, предприятию недостаточно иметь конкурентоспособный товар. Нужно знать партнера изнутри: его ментальность, сильные и слабые стороны, особенности ведения бизнеса в регионе. И в этом смысле "гуманитарий" со специфическими знаниями просто необходим!
4. Образование.
Совет экспертов тем, кто поступил на педагогический факультет (а таковых на 2010/2011 учебный год набралось около 7% от общего числа абитуриентов), не отчаивайтесь! В настоящее время учителям действительно практически невозможно найти работу, разве что в сельской школе на полставки. А это по сегодняшним меркам — какие–то жалкие 150–200 латов! Еще одна проблема: после реформы среднего образования и урезания зарплат педагогов престиж профессии утрачен на долгие годы. В школах продолжают трудиться последние из могикан: возраст педагогического состава неуклонно приближается к пенсионному. Что это значит?
— А то, что хочет того правительство или нет, но через 5–6 лет учительский состав придется обновлять, — говорит Баршевскис. — Для этого нужно правильно мотивировать молодежь. И главным образом "рублем". Но в целом я не волнуюсь за выпускников: наиболее предприимчивые из них смогут устроиться по специальности за границей. Сегодня воспитатели и педагоги становятся новой экспортной специальностью — восприятие латвийского высшего образования в глазах европейцев меняется в лучшую сторону. Другие могут попробовать себя в роли репетиторов. Этот сегмент бизнеса, на мой взгляд, вообще плохо развит в Латвии.
Роде предлагает еще одну альтернативу: "Педагоги отлично владеют методологией. Поэтому, помимо школы, они могут прекрасно влиться в коллектив тренинговых или учебных центров, отдел кадров на предприятии".
5. Медицина, фармацевтика, социальная опека.
Вы попали в точку! — говорят эксперты тем, кто решил пойти по стопам Гиппократа. По данным Hay Group, латвийские врачи — одна из немногих профессий, которая может претендовать на звание интернациональной. Поиск работы не составит труда, скорее даже наоборот — хорошая должность сама вас найдет. География трудоустройства — самая широкая: Германия, Англия, Америка, азиатские страны. Латвия в этом списке стоит на последнем месте. И все же даже дома молодые доктора смогут найти себе применение. Если не в секторе государственного здравоохранения, то в частной медицине точно. Только в картотеке CV–Online сегодня значится около десяти подходящих вакансий: косметологи, семейные врачи, медпредставители международных фармкомпаний и т. д. Еще почти полсотни заявок поступило из–за рубежа: наш медперсонал, в том числе хирурги, зубные врачи, медсестры, сиделки, санитары, имеет спрос в Бельгии, Швеции, Финляндии, на туманном Альбионе.
Отличные шансы найти занятие по душе есть и у будущих фармацевтов. Причем потенциальные работодатели начинают охоту за наиболее успешными студентам уже начиная с третьего курса. Многие предлагают специальные стипендии, место практики. В общем, делают все, чтобы воспитать молодую смену химиков и специалистов в лекарственной сфере. Но даже в этих тепличных условиях большая часть выпускников предпочитает искать работу за рубежом. И что самое главное — находит! Так что, делают вывод эксперты, рынок более чем свободен.
Сложнее обстоят дела у социальных работников. Сегодня это мало востребованная категория рабочих, но со временем все изменится, уверяет Роде. В развитых европейских странах социальные службы имеют очень большой вес — как по численности персонала, так и по разнообразию функций. Мы тоже к этому придем, где–то даже насильственным методом. Еврокомиссия требует от Латвии организации грамотной социальной защиты и выделяет для этого достаточно средств.
6. Естественные науки, математика, информационные технологии (выбрали более 8% абитуриентов).
За этой сферой будущее, заключают эксперты. Возможности применения знаний очень широки. Но есть здесь и свои подводные камни: пока отстает научная мысль, "мозги" в чистом виде не могут рассчитывать на хорошую оплату труда. По оценке Hay Group занятые в отрасли research & development (исследование и развитие) сегодня получают около 80% от средней заработной платы по Латвии. Это катастрофически мало, абитуриенты это понимают. Поэтому они с осторожностью относятся к перспективе работы в исследовательских центрах и научных институтах. С другой стороны, математический склад ума везде пробьет себе дорогу, считает Баршевскис. В этом году он отметил небывалый рост интереса со стороны выпускников школ к профессиям, связанным с биологией, физикой, химией и окружающей средой, что, по его мнению, связано с развитием в Латвии химической промышленности, альтернативной энергетики, экологических программ и биотехнологий. По наблюдениям Роде, отечественные предприятия стали активнее заниматься разработкой новых товаров — допу стим, сортов пива, хлеба, молочных продуктов. Это влечет за собой увеличение спроса на различного рода технологов, работников лабораторий и т. д.
Если говорить об отрасли IT, то тут эксперты вообще нащупали золотую жилу.
— Мы наблюдаем совершенно парадоксальное явление, — объясняет Германис. — При наличии в стране 200 тысяч безработных, CV–Online с большим скрипом удовлетворяет возросшие потребности латвийских компаний в программистах, специалистах по базам данных, сетевых администраторах. На портале висит почти 200 вакансий в этой области. Такого не было никогда! Запросы приходят как от местных фирм, так и от ведущих европейских концернов. Есть предложения из Венгрии, соседней Литвы, Швеции, Финляндии. Однако и требования к профессии достаточно высоки: нужно обладать очень специфическими навыками, владеть редкими программами и иметь опыт работы… Но все эти вопросы решаемы. Главное — выбрать правильный курс. А он на ближайшие десять лет таков: кто идет в "айти", тот будет жить безбедно!
7. Сфера услуг (выбрали более 6% абитуриентов).
Развитие гостиничного и туристического бизнеса, розничной торговли, сферы развлечений — всё это может "случиться" в нашей стране. Но при одном условии: если на то будет политическая воля.
— Мы видим, как быстро благодаря усилиям думы Рига приобретает облик европейской столицы. А вместе с позитивным имиджем растет приток туристов и, как следствие, необходимость в квалифицированных кадрах, — говорит Роде. — Предприниматели, состоявшиеся в одном бизнесе, сейчас стараются найти применение своим деньгам и в других видах коммерции. Они диверсифицируют риски. И первое, о чем задумываются, — это инвестиции в туризм. Если так пойдет и дальше, то, думаю, сегодняшние первокурсники смогут без проблем найти интересное занятие.
8. Сельское хозяйство (выбрали более 2% абитуриентов).
Эксперты делают очень осторожный прогноз относительно перспектив трудоустройства будущих агрономов. На сегодняшний день земледелие, скотоводство представляют собой очень разрозненную отрасль.
— Это, скорее, скопление мелких крестьянских хозяйств, нежели полноценное производство, — считает Роде. — В том виде, в каком сейчас пребывает деревня, ее можно охарактеризовать как полный застой. Кому в таком случае могут понадобиться выпускники Елгавской сельскохозяйственной академии, сложно себе представить. Другое дело, когда инициатива идет снизу. Например, у моих друзей есть большое хозяйство. Они расширяются. Дети тоже намерены пойти по стопам родителей. Так почему бы им не получить высшее образование по нужной для фермерской деятельности специфике? Другими словами, диплом организатора и технолог сельскохозяйственного производства будет востребован, но только если студент заранее знает, где он сможет его применить.
|