Процесс приема на работу во всех частных
компаниях и государственных учреждениях происходит по стандартному
образцу с небольшими различиями.
Иногда соискатель проходит всего лишь собеседование, но чаще всего
перед этим ему предлагают заполнить анкету. А если компания желает
продемонстрировать всю серьезность своих ставок на набираемый персонал,
не избежать и общения с психологом. Если человек успешно прошел сквозь
"сито", отделяющее зерна от плевел, он попадает в жернова рабочих будней
и начинает неустанно трудиться на разорение компании.Почему, несмотря
на "естественный отбор" сотрудников, большинство предприятий не могут
похвастать высококвалифицированным персоналом, генерирующим креативные
идеи или, по крайней мере, демонстрирующим опыт в совокупности с
приобретенными ранее навыками?Первый этап - анкетированиеГруппе
товарищей предлагают заполнить стандартный бланк со стандартными
вопросами: ФИО, дата рождения, образование, опыт работы по
специальности, дополнительные курсы, предыдущие места работы и причина
ухода с последнего (ха-ха, так вам и рассказали!).
Иногда просят указать личные достижения. Последний пункт настолько
безлик, что большинство соискателей просто "зависают", если у них в
запасе нет парочки гениальных открытий.О чем может рассказать
работодателю подобная анкета? Да ни о чем полезном! Как можно
ориентироваться в профессиональных способностях человека по анкете,
которая настолько непрофессионально составлена? Анкета, которая должна
стать глашатаем, превращается в формальность.Второй этап -
собеседованиеМенеджер по подбору кадров даже не утруждает себя изучением
написанной информации. Он читает лишь графу с именем соискателя, чтобы
знать, как к нему обращаться, а дальше задает вопросы, которые уже
освещены на бумаге. Складывается впечатление, что он проверяет: не
списал ли потенциальный сотрудник у соседа по парте?Многих менеджеров
воодушевляет внушительный послужной список соискателя - мол, успел
набраться опыта, поработать в разных условиях, впитать идеи. Но им не
приходит в голову, что подобная "летучесть", скорее всего, связана со
склочностью характера соискателя, систематическим нарушением трудовой
дисциплины или недостатком знаний и умений.Во время собеседования, как
правило, задаются вопросы общего характера, и редко по профилю.
И не потому, что они не интересуют компанию, а потому, что
анкетирующий сам не владеет материалом! А как может, например, стеклодув
определить профессионализм бухгалтера?Третий этап - сети психологовТут и
говорить-то не о чем. Это скорее желание руководителя придать своей
компании солидности, дань моде и копирование зарубежных способов работы.
Наши психологи такие же бутафорные, как и менеджеры по персоналу. Зато
соискатель никогда не выдаст тайну, что на самом деле видит в кляксе
труп руководителя, а не полет мотылька. Может, этот вариант тоже пахнет
"паленым", но наши психологи этого все равно не знают.ВыводНеграмотно
составленные анкеты, не владеющие информацией менеджеры и психологи,
отбывающие "срок" рабочего дня, никогда не обеспечат компанию грамотными
сотрудниками! Но если подойти к начальному этапу отбора ответственно, в
потоке соискателей всегда можно выловить ценный экземпляр.
Ищете ассенизатора, каменщика, таксидермиста, хирурга, ландшафтного
дизайнера, повара? Значит, во время переговоров, рядом с менеджером,
проводящим собеседование, должен присутствовать грамотный практик,
который в данной профессии владеет знаниями в тонкостях и сможет задать
правильные вопросы соискателю, выявив объем его знаний.Наличие трех
дипломов и хорошо подвешенный язык еще не гарантируют человеку
компетентность. Поющий соловьем претендент расскажет вам о своих
героических подвигах и что ему любое дело по плечу, но именно такие
говоруны на практике, чаще всего, оказываются неумелыми и
беспомощными.Но надо учитывать и тот факт, что не все люди обладают
красноречием, чтобы ясно и лаконично рассказать о своих навыках. Если
человек привык работать руками и является мастером своего дела, он может
не суметь преподнести это во время собеседования. А значит, правильно
составленная анкета, включающая в себя пункты именно по актуальной
специальности (наподобие экзаменационных вопросов) - это именно тот
инструмент, который выявит эксперта в любом случае.
ПослесловиеУдивительно - руководители для солидности готовы содержать
службы, которые не приносят компании практической пользы, а выбранные
ими сотрудники даже приносят убытки своей некомпетентностью. Но при этом
патроны ожидают высоких результатов в работе и постоянной прибыли.Где
выход? Почему бы сначала не провести реорганизацию кадровых систем,
чтобы в будущем обновленная структура смогла раскрыть свой потенциал?
Возможно, курсы повышения квалификации станут первым шагом к
совершенствованию. В дальнейшем, успехи и падения каждого новопринятого
сотрудника привязать к менеджеру по персоналу, порекомендовавшему его
для компании. Если квалификация и результативность в работе нового члена
коллектива будет непосредственно влиять на судьбу менеджера, последний
сделает все возможное, чтобы сквозь корпоративные сети не просачивались
самозванцы.
Дальнейшее воспитание профессионалов зависит от щедрых действий
руководителя - оплаченные курсы, тренинги, обмен опытом. А при создании в
коллективе атмосферы, где каждый сотрудник чувствует себя незаменимой
деталью механизма, с которой считаются и о которой заботятся, сотрудники
сами не захотят покидать свое рабочее место в поисках нового. Там, где
присутствует благоприятная атмосфера для работы, производительность
всегда будет на высоком уровне, отпадет необходимость в раздувании
штатов и у клиентов возрастет доверие к компании.Анкетирование и
собеседование - это не панацея, но это основа положительного результата в
будущем. Как и в любом деле, главное - правильно начать!
http://digestweb.ru/