Намерения власти в отношении морской отрасли преступны - уверен депутат Верховной Рады, представитель партии "Объединенные левые и селяне" Геннадий Задырко.
Какие же риски ждут Украину в случае принятия упомянутого закона?
Как отмечает депутат, первое: понятно желание олигархов забрать оставшиеся рентабельные отрасли производства, одной из которых является морская. Но если заботиться о благе государства, непонятно, зачем избавляться от портов, которые в 2011 году заплатили в госбюджет более двух миллиардов гривен налога на прибыль? Если президент, премьер, министры и депутаты хоть немного государственники, то делать этого они бы не стали.
Морская отрасль стала сверхрентабельной, когда бывший тогда министром транспорта и связи Иосиф Винский с большим трудом провел через Кабмин постановление, которым поднял тарифы на услуги морских портов, а в своей политике добился прозрачности в деятельности портового хозяйства: практика так называемой "совместной деятельности" сменилась всем понятной арендой государственного имущества.
Второе: желание чиновников "порулить" морской отраслью объяснимо. Конечно, очень удобно это делать, когда начальник государственного порта превращается фактически в крепостного. Предлагаемым законом не определено, как привлечь инвестора в порт, как убрать чрезмерное администрирование, упростить и сделать прозрачной процедуру реализации инвестпроектов, в которых так нуждается отрасль. Зато администрация морских портов превращается в монополию, в которой начальник порта никто, а чиновник - все! Причем примеров подобного администрирования нет нигде в мире, и чем закончится такой "эксперимент" для экономики нашей страны, никто не дает ответа. Конечно, в Киеве виднее, сколько должны стоить канцтовары, когда и в каком порту отремонтировать причал, каким должно быть штатное расписание. И, наконец, столичным чиновникам виднее, что, как и за какие средства надо развивать.
По большому счету, все вышеперечисленное - это цветочки в сравнении с возможностью, которой законодатель хочет наделить арендатора государственной собственности (причала). Речь идет о возможности собирать портовые сборы. К чему приведет такое "новшество", специалисты прекрасно понимают. Для всех очевидно, что последствия будут плачевными.
А новация, дающая возможность терминалам продавать государству гидротехнические сооружения - подходные каналы, разворотные круги, литировочные узлы и т.д., на содержание которых у государства просто нет средств? А обеспечивать при этом паспортные глубины обязано то же государство, и непонятно, за чьи деньги? Нетрудно предположить, что эта обязанность снова ляжет на плечи пенсионеров и бюджетников.
Третье, и, по всей видимости, самое главное - та опасность, которая в себе несет поправка к закону №477, которой предполагается передать акваторию частным терминалам. На какой основе, в каком количестве - остается загадкой.
Для депутата Задирко понятно только то, что проект закона, который поддержал Комитет транспорта и связи Верховной Рады - это позор Украины перед международной морской общественностью, так как Комитет проигнорировал основополагающие, базовые принципы в организации, ведении этого бизнеса и роли в этом процессе государства. Поправка №477 противоречит статье 13 Конституции Украины, Закону "О защите экономической конкуренции", Водному кодексу страны, нормам международных конвенций и целому ряду других законодательных актов.
По данным сайта: http://www.trans-port.com.ua
|