Эксперты "Консалтинговой группы А-95" прогнозируют повышение розничных
цен на светлые нефтепродукты в Украине в случае введения пошлин на их
импорт из Беларуси. По словам директора группы Сергея Куюна, 11 марта
2013 года Министерство экономического развития и торговли
зарегистрировало жалобу компании "Укртатнафта" (Кременчугский
нефтеперерабатывающий завод, Полтавская область), подписанную также НПЗ
"Нефтехимик Прикарпатья", НПЗ "Галычина" и компанией "Укргаздобыча", с
требованием провести антисубсидиционное расследование против белорусских
нефтепродуктов. НПЗ иницируют введение пошлины в размере 180
долларов/тонна сроком на 5 лет. "Рассматривая возможность введения
пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет шанс
разрушить диверсифицированную систему поставок топлива и отказаться от
источников нефтепродуктов с самой выгодной стоимостью и тем самым
спровоцировать рост цен на украинских бензоколонках до европейского
уровня", - сказал Куюн. По данным "А-95", цены на нефтепродукты в
Украине остаются самыми низкими в Европе, уступая лишь белорусским и
российским. По расчетам экспертов группы, в случае введения пошлин в
размере 180 долларов/тонна, стоимость бензина и дизтоплива в рознице
вырастет минимум на 1 гривну/литр, что сделает цены на топливо в Украине
выше, чем в Литве, Польше и даже Германии (без учета акциза и НДС). Не
менее негативным последствием введения пошлин на импорт аналитики
"А-95" считают усиление зависимости от России в нефтяной сфере. В
2012 году белорусские нефтепродукты занимали 40% украинского рынка, а в
случае введения пошлин Беларусь переориентирует свои нефтепродукты на
рынки Европы, тогда как в Украине этот ресурс будет замещен топливом,
главным образом, за счет российской нефти и российских нефтепродуктов,
которые по итогам 2012 года занимали в структуре украинского топливного
рынка всего 14%. "Важно отметить, что в отличие от белорусских
бензинов и дизтоплива, которые с 2012 года отвечают стандарту Евро-5,
качество украинских и российских нефтепродуктов в подавляющем
большинстве соответствует требованиям Евро-3, то есть они не пригодны
для длительного использования в современных автомобилях", - подчеркнул
Куюн. Кроме того, эксперты консалтинговой компании считают, что
введение пошлин может привести к конфликту с Таможенным союзом, что
ставит под угрозу главную цель заградительных мер - повышение
эффективности работы украинских НПЗ. "Россия неоднократно
демонстрировала умение переходить к нерыночному ценообразованию и
ограничивать доступ к своим углеводородам. Это мы видели и по отношению к
Беларуси, и к Литве, и к Украине на примере ситуации 2009 года", -
сказал Куюн. По его словам, в этом случае сложно говорить об
эффективной загрузке украинских НПЗ и в целом об их стабильном
обеспечении сырьем. "В 2005-2009 годах "оранжевое" правительство
сначала отказалось от крайне выгодных газовых договоров с Россией, а
потом заключило новые соглашения, сделавшие цену на газ для Украины
наивысшей в Европе, - говорит Сергей Куюн. - Рассматривая возможность
введения пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет
шанс повторить ту же ошибку, но уже в нефтяной сфере: разрушить
диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов, отказаться от
источников топлива с самой выгодной стоимостью и тем самым
спровоцировать рост цен на украинских бензоколонках до европейского
уровня". Как сообщалось, в конце февраля министр энергетики и
угольной промышленности Эдуард Ставицкий сообщил, что Украина
рассматривает возможность введения заградительных пошлин на импортные
нефтепродукты. В 2011 году Межведомственная комиссия по международной
торговле провела спецрасследование импорта нефтепродуктов и 22 декабря
2011 года вынесла решение не применять пошлины и квоты.
http://www.trans-port.com.ua/
|