"Укрзализныця" предложила повысить с 2011 года тарифы для грузов, перевозка которых сейчас убыточна: щебня, угля, руды, песка и соли. На прошлой неделе госадминистрация направила соответствующее предложение в Министерство транспорта и связи, а также профильные ведомства, рассказал газете Коммерсант-Украина руководитель экспертной группы "Менеджмент консалтинг групп" (консультирует УЗ) Дмитрий Подтуркин. В среднем стоимость перевозки этих групп товаров ниже себестоимости на 5%, а по отдельным группам - на 25-35%. УЗ намерена поднять тарифы до нулевого уровня рентабельности: к примеру, на руду - на 8%, на уголь - на 18%. Получить комментарии руководства УЗ и Минтранса не удалось, но ранее они заявляли о необходимости повысить тарифы для этой продукции. В группе "Метинвест" и Ferrexpo - крупнейших производителях и экспортерах железной руды - от комментариев отказались. А в отраслевой ассоциации "Укррудпром" напоминают, что монополия не в первый раз пытается улучшить свои показатели за счет повышения тарифов для горняков, металлургов и шахтеров. "При этом УЗ не уделяет внимание повышению эффективности процессов внутри железных дорог, оставаясь одной из самых бюрократических структур",- считают в ассоциации. В добывающих компаниях говорят, что повышение тарифов будет для них непосильным. По словам гендиректора ОАО "Лисичанскуголь" Вячеслава Теросипова, железнодорожный грузовой тариф сейчас занимает свыше 10% от стоимости угля для потребителей. "А угольная отрасль находится в глубокой яме, и, если произойдет лоббируемое УЗ повышение тарифа, большая его часть может быть переложена на потребителя",- сообщил он. В УЗ предлагают переложить затраты от повышения тарифов с угольных предприятий на генерирующие компании. Сейчас уголь на шахтах закупает "Уголь Украины", и, как говорят в монополии, компания часто не расплачивается за транспортировку угля в срок. "Поэтому УЗ предлагает, чтобы уголь закупали со складов шахт генерирующие компании. Разницу в тарифе они могут заложить в стоимость электроэнергии, однако повышение должно быть незначительным - 1-2 коп. на кВт",- заявил господин Подтуркин.
Вячеслав Теросипов также считает предложенную схему выходом из ситуации. "Но несколько лет назад эту идею не поддержали",- напоминает он. Вряд ли такую схему повышения железнодорожных тарифов на уголь поддержат в этот раз, считает высокопоставленный источник Ъ в Нацкомиссии регулирования электроэнергии (НКРЭ). "Если тариф все-таки повысится, а угольные компании переложат затраты на генерацию, то для них может быть пересмотрена оптовая цена на электроэнергию",- отмечает собеседник Ъ в НКРЭ. Аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква напоминает, что уголь, который закупают генерации, оплачивают сами компании. "Если при повышении тарифа на перевозку не будут повышены оптовые цены на электроэнергию, у генераций будут большие расходы. Сейчас в себестоимости электроэнергии более 70% приходится на уголь",- отмечает аналитик.
По данным сайта http://www.trans-port.com.ua
|