Укразализниця разрабатывает новые принципы формирования тарифов. Мининфраструктуры Украины опубликовало документ, определяющий принципы будущей методики расчета стоимости грузовых ж/д перевозок. Благодаря этим изменениям "Укрзализныця" сможет увеличить доходы от грузоперевозок, пишет КоммерсантЪ-Украина. Подобная реформа в России привела к повышению отдельных тарифов, отмечают эксперты.
Вчера на сайте Министерства инфраструктуры был опубликован для обсуждения проект приказа об утверждении "Концепции по структуре и методике расчета экономически обоснованных грузовых тарифов". Документ подготовили в министерстве совместно с "Укрзализныцей". Его суть заключается в разработке нового принципа формирования тарифов на грузоперевозки. После утверждения концепции будет разработана и утверждена сама методика - согласно Программе экономических реформ Украины на 2010-2014 годы, она должна быть готова к декабрю нынешнего года.
В документе предлагается уравнять железнодорожные тарифы (ставки на перевозку экспортных, импортных и транзитных грузов), выделить в грузовом тарифе инфраструктурную, локомотивную и вагонную составляющие, создать тарифные условия для привлечения частных операторов к железнодорожной инфраструктуре и т. д. "В тарифе должна быть отображена плата за услуги каждого участника грузоперевозки (собственника инфраструктуры, грузового вагона и локомотива)",- сказано в тексте документа.
"Существующая методика расчетов неэффективна, она утверждалась еще в СССР и учитывает совершенно другие экономические реалии. Одной из главных проблем УЗ является необходимость возить заведомо убыточные грузы по низким ценам",- объясняет эксперт Центра экономического и политического анализа Ирина Кава. Как говорил ранее "Ъ" руководитель экспертной группы "Менеджмент Консалтинг Групп" Дмитрий Подтуркин, в первую очередь убыточна перевозка таких грузов, как щебень, уголь, руда, песок и соль. В среднем стоимость перевозки этих групп товаров ниже себестоимости на 5%, а по отдельным группам - на 25-35%, тогда как расходы на их транспортировку не отличаются от прибыльных групп. "Просто повысить тарифы - не выход. Следует менять сам принцип их формирования, чтобы подобные грузы либо перевозились другими видами транспорта, либо их отправители платили рыночную цену",- считает госпожа Кава.
Концепция разрабатывается с учетом опыта железных дорог европейских стран, а также России и Казахстана. Украина и РФ схожи в том, что были зависимы от разделения на тарифные классы, рассказывает генеральный директор российского агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. "В связи с необходимостью решения проблемы дефицита вагонного парка РЖД дерегулировала вагонную составляющую. В результате нынешняя плата за вагоны в тарифе формируется за счет спроса на рынке и с тех пор существенно увеличилась. В будущем это ожидает и УЗ",- уверен он. В России вагонная составляющая в тарифе находится на уровне 40%, а в Украине - это около 15%. Вместе с тем окупаемость одного украинского вагона составляет 22-23 года, в России - 7-8 лет. Господин Бурмистров отметил, что, например, на маршруте Санкт-Петербург-Москва стоимость перевозки в крытых вагонах выросла за три года в два раза. "Железные дороги просто перестали возить такие грузы, как щебень, и больше не дотируют убыточные отрасли",- подчеркивает эксперт.
По данным сайта: http://www.trans-port.com.ua
|