Войти в кабинет к шефу с заявлением об увольнении непросто даже самому уравновешенному сотруднику.
Какой бы ни была причина вашего увольнения - профессиональная или личная - здесь есть масса тонкостей, многие из которых - не поверите - учтены законодательством. Итак, ты решила уволиться. Как себя вести и как правильно оформить свой уход?
Согласно Трудовому кодексу, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения этого срока работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.
Если держать в секрете Войти в кабинет к шефу с заявлением об увольнении непросто даже самому уравновешенному сотруднику. Однако намного страшнее могут оказаться слухи о вашем уходе, которые молниеносно распространятся по офису.
Делиться идеей об увольнении с коллегами чревато. Вы оказываетесь а) под угрозой, что эта информация достигнет кабинета шефа раньше, чем вы сообщите об этом официально (реакция может быть самой непредсказуемой) и б) в изоляции среди «вчерашних подружек».
Собираясь сменить компанию, надо быть предельно осторожным и изначально решить для себя: кто же будет информатором вашего руководства – вы сами или возмущенная общественность. Бывшие коллеги, как правило, чувствуют себя брошенными (за исключением того случая, если вы были «занозой» для всей команды). Некоторые толкуют решение коллеги об увольнении (особенно если он занимает руководящую должность) как сигнал к бегству: ага, в компании что-то не ладно.
Принять верное решение поможет корпоративная культура вашей организации: если в компании повелось сообщать заранее об уходе, и так делали все, то это единственный шанс сохранить свое доброе имя и проработать последние дни в благоприятной обстановке.
Выручить сможет и простая наблюдательность: как реагирует ваш руководитель на увольнения по собственному желанию. Шеф – транслятор корпоративного настроя. Его обида невольно передастся и всему коллективу.
Если не скрывать правду Итак, вы уходите… Косые взгляды и шепот за спиной вас больше не смущают. Однако радужное настроение в предвкушении новых просторов может быть неожиданно омрачено.
Двух недель, положенных по закону, вам, порядочному сотруднику, может показаться недостаточно, чтобы а) руководство нашло вам достойную замену; б) вы смогли ввести в курс дел своего преемника и в) вы сами закончили начатые ранее проекты. Но чрезмерная щепетильность по отношению к интересам организации может негативно отразиться на ваших собственных.
По законодательству вы можете в любое время отозвать свое заявление. Но какой бы демократичной и лояльной не была организация, велика вероятность того, что на «возвращенца» будут смотреть косо. Побывав «отрезанным ломтем», сотруднику будет непросто завоевать потерянный авторитет и репутацию «своего». Хотя известны случаи, когда уже ушедшего сотрудника уговаривают вернуться и ждут с распростертыми объятиями и руководитель, и коллеги.
Стоит ли набивать себе цену? Иногда шумиха вокруг увольнения затевается с целью повышения статуса и заработной платы. Проблема такого карьерного роста в том, что этот трюк можно проделать всего один раз. Опытный руководитель отличит манипуляцию от реальной угрозы. Если в намерения начальника входило ваше повышение, то велика вероятность, что вас начнут уговаривать остаться. Однако и здесь скрыта опасность: приняв новые условия руководства и оставшись, вы рискуете не оправдать возложенных надежд.
Как еще можно расстаться с работодателем Согласно Трудовому Кодексу, для расторжения трудового договора может быть целый ряд оснований, и традиционная формулировка «по собственному желанию» - далеко не единственный способ расстаться. Да и подумать честно, какое может быть «собственное желание», если в компании ущемляли твои права, взвешивали непомерный груз обязанностей, обманывали в расчетах.
Основаниями прекращения трудового договора являются:
1) соглашение сторон
2) истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) расторжение трудового договора по инициативе работника;
4) расторжение трудового договора по инициативе работодателя;
5) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);
6) отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора;
8) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы;
9) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;
10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон;
11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
Стоит ли заранее объявлять в компании о своем уходе?
Эльвира Осипова, директор по персоналу компании «Ингосстрах»:
Да, безусловно. Прежде всего, это ответственность по отношению к нынешнему работодателю, готовность выполнить свои обязательства, завершить какие-либо проекты, осуществить передачу дел. Переходить на другое место работы следует «со спокойной душой и чистым сердцем», с уверенностью в том, что все было сделано хорошо. В моей практике была ситуация, когда сотрудник перешел на другое место работы только через два месяца после объявления о своем уходе, поскольку было необходимо закончить важный проект. Был и другой интересный пример, когда работник, объявив о своем уходе, принял решение остаться в компании.
Валентин Ведякин, заместитель генерального директора по сетевым проектам компании «Капитал Тур»:
На мой взгляд, если руководитель предприятия - человек здравомыслящий, то он должен первым узнать о намерении сотрудника сменить место работы. Прежде всего, это нужно для того, чтобы понять причины, побудившие подчиненного задуматься об уходе. Если специалист действительно нужен компании, то руководитель постарается удержать сотрудника: зарплатой, продвижением по служебной лестнице. Я бы не рекомендовал уходить с предприятия, «хлопая дверью»!
К счастью, мне в большинстве случаев везло с руководством, и они первыми узнавали о моем намерении сменить место работы. Однако могу предположить, что бывают случаи, когда директор не относится к числу «вменяемых». Тогда, конечно, лучше поставить его перед фактом и не дать себя уговорить остаться на прежнем месте.
Екатерина Прохорова, директор по персоналу компании IBS:
Решение об уходе сотрудник, как правило, принимает не спонтанно. И по своему собственному опыту могу сказать, что гораздо лучше предупредить и коллег, и руководство о своих размышлениях заранее (не за 2 недели!). Мне приходилось вести подобные переговоры с руководством, но при этом я никогда не ставила цель просто повысить свою «стоимость», дать себя уговорить или «напроситься» на повышение. Сотрудничество, построенное на таком контрпредложении от руководства, чаще всего оказывается недолговечным.
Предварительная беседа с руководителем может помочь сотруднику прояснить свои перспективы в компании. Если вы чувствуете, что «переросли» уровень своей должности и задач, то это и есть серьезный повод поговорить с руководителем. Если в ходе диалога с компанией вы находите достойные и перспективные варианты для дальнейшей реализации ваших возможностей – повод расставаться исчезает сам собой. Если же по итогам заблаговременной беседы вам не удается найти точек соприкосновения, то, видимо, наступило время, чтобы подумать об уходе из компании.
Источник: darina.kiev.ua
|