Репутация
компании является важным конкурентным преимуществом. Она способствует
привлечению и удержанию высококвалифицированных, лояльных специалистов,
которые действительно способны внести вклад в успех предприятия.
Согласно
данным исследования Reputation Capital, подорвать репутацию той или
иной компании могут слухи, преимущественно передаваемые из уст в уста.
Информация из сети пользуется доверием только в том случае, если исходит
из надежных СМИ. Слухам, которые передаются на немодерированных
форумах, соискатели доверять не склонны.
Пятью наиболее
"опасными" для репутации работодателя факторами являются такие:
информация о беспричинном/неэтичном увольнении сотрудников, низкое
качество продукции и услуг, понижение заработной платы, негативные
отзывы сотрудников компании и отсутствие перспектив карьерного роста.
Интересно, что четыре из пяти этих причин связаны с ожиданиями работника
относительно его личного положения на будущем месте работы.
Среди
других причин, по которым репутация компании может ухудшиться:
неэтичное поведение на рынке, негативные отзывы друзей или
знакомых, негативные отзывы бывших сотрудников, уменьшение социальных
пакетов, негативные отзывы о компании в интернете.
Репутация
работодателя довольно часто связывается соискателями с имиджем первого
лица компании. Больше половины (57%) участников исследования отметили,
что считают важной роль первого лица компании для формирования своего
мнения о ней. Имидж первого лица функционирует как некоторый
эмоциональный фон в интерпретации событий, связанных с компанией и ее
репутацией на рынке.
Самые уважаемые
компании и отрасли
Украинские компании главным образом
представлены медиа и FMCG-отраслями, международные — IT-вендорами и
FMCG. В десятку самых уважаемых работодателей Украины вошли (победители
размещены в алфавитном
порядке):
Украинские компании |
Международные
компании |
Интер | BAT (British American Tobacco) |
Компания "Чумак" | Нewlett-Рackard
|
Метинвест |
IBM
|
Новый канал |
Kraft
Foods Ukraine |
Рошен | Microsoft |
СКМ (System Сapital Management) |
Pepsi Co (Pepsi Cola) |
Фармацевтическая фирма "Дарница" |
Procter
& Gamble |
ICTV
| Samsung |
IDS Group Ukraine | SUN InBev
Ukraine |
1+1
| Фармацевтическая компания Байер (Bayer) |
Среди всех
отраслей именно IT-вендоры обладают самым высоким уровнем доверия
соискателей. В глазах кандидатов они ассоциируются с современностью и
прогрессом. Репутация компаний данной отрасли значительно опережает
безусловных лидеров по уровню доверия среди населения — медиа. С
небольшим отставанием третье, четвертое и пятое места в рейтинге
репутации занимают отрасли FMCG — табачные изделия, FMCG —
слабоалкогольные изделия и фармацевтика. Нефтегазовая отрасль находится
лишь на шестом месте (с незначительным отставанием). Наименьшими
значениями среднего индекса репутации обладают ритейл, финансовый сектор
— банки и FMCG — алкоголь. Интересно, что экспортно-ориентированные
отрасли демонстрируют значительное отставание в оценках соискателей от
структурных аналогов, ориентированных на украинский рынок.
Репутация отраслей в глазах соискателей
Место
| Отрасль
| Средний
индекс* |
1 | Информационные технологии — вендоры | 78,7 |
2 | Медиа
| 69,3 |
3 | FMCG — табачные изделия | 67,6 |
4
| FMCG — слабоалкогольные
напитки/пиво/соки | 66,8 |
5 |
Фармацевтика | 65,3 |
6 | Нефтегазовая
отрасль | 65 |
7 | FMCG — продукты питания | 64,8 |
8
| Управляющие компании |
64,6
|
9 | Информационные
технологии — IT/интеграторы | 64 |
10 |
FMCG — косметика/бытовая химия |
61,5
|
11 | FMCG —
Fast Food (Общепит-фастфуд) | 57 |
12 |
Промышленные компании | 55,4
|
13 | Телеком
| 53,2 |
14 | FMCG — алкоголь | 52,5 |
15
| Финансовый сектор — банки
| 52 |
16 | Ритейл | 49,1 |
Генеральный директор HeadHunter Украина Марина Маковий
отметила, что репутация работодателя, прежде всего, складывается из
мнений существующих, потенциальных или бывших сотрудников. "Наиболее
распространенные репутационные риски, которые несет компания как
работодатель, связаны с персоналом. Отзывы работающих в компании
сотрудников оказывают большее влияние на бренд работодателя, чем
высказывания бывших. Поскольку они являются важнейшими репутационными
агентами для выстраивания репутации компании как работодателя, очень
важно, чтобы HR и маркетинговые дирекции преследовать единые цели", —
считает эксперт.
Хорошая репутация в наше время не
прихоть, а необходимость, считает госпожа Маковий: "Сейчас можно
сказать, что большинство HR-служб крупных компаний в Украине уже пришли к
пониманию того, что работать над брендом работодателя необходимо по
нескольким причинам — и из соображений экономической целесообразности, и
для облегчения выполнения функций самой HR-службы. Но демонстрируют
правильную системно выстроенную работу с репутацией компании для
соискателей и сотрудников — буквально единицы".
Материал
подготовлен на основе результатов исследования "Наиболее уважаемые
работодатели 2012 года", проведенного по международной методике
Reputation Institute. Опрос проводился среди 2012 соискателей из базы
Международного кадрового портала hh.ua в конце 2012 года.