Украинских страховщиков намерены обязать быстрее осуществлять выплаты по
договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности
(ОСАГО), передает Коммерсантъ-Украина в статье Страховщиков
наградят пеней. Как сообщает издание, в парламент подан
законопроект N3031, вносящий изменения в закон Об обязательном
страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных
транспортных средств.
Его автор - народный депутат фракции Батьківщина Сергей Фаермарк -
объясняет свою инициативу незащищенностью застрахованных от
безосновательных отказов в выплате со стороны страховщиков.
Согласно законопроекту, в ст. 33 закона будет четко указано, что
уведомлять СК о происшествии может не только участник ДТП, у которого
есть договор страхования ОСАГО, но и любой участник происшествия,
который "не является стороной договора ОСАГО".
Страховщики неоднозначно трактуют эту норму, указывая, что таким
участником ДТП может считаться как потерпевшая сторона, которая
претендует на выплату, так и водитель застрахованного автомобиля при
условии, что не он лично подписывал договор страхования.
Сейчас у участников ДТП есть три дня на то, чтобы уведомить
страховщика о наступлении страхового случая. Но уложиться в этот срок
сложнее, если виновник ДТП скрылся. Поэтому предложено начинать отсчет
трех рабочих дней с момента обнаружения виновника аварии.
Из ст. 36 закона будет исключена фраза о том, что СК принимает
решение об осуществлении страхового возмещения "в случае признания
страховщиком требований заявителя обоснованными". Вскоре СК должна будет
проводить выплаты "в случае отсутствия предусмотренных законом
оснований для отказа в возмещении".
Эти нормы призваны уменьшить возможности СК усложнять процесс
получения возмещений потерпевшими. "Перед тем как сесть за руль,
граждане обязаны заплатить большую сумму страховщику, но в случае
наступления страхового события не имеют гарантий на компенсацию денежных
средств потерпевшему. Получая огромные деньги от договоров ОСАГО,
большинство страховщиков всеми возможными способами уклоняются от
осуществления страховых выплат", - аргументирует депутат в пояснительной
записке к проекту.
И если сейчас предусмотрено 90 дней на принятие решения о выплате и
саму выплату, то предложено, чтобы при принятии решения об отказе СК
также уведомляли об этом потерпевшего в течение 90 дней. Отсутствие
такого уведомления будет означать автоматическое согласие выплатить
сумму возмещения.
При этом пеня за просрочку будет увеличена с нынешней двойной учетной
ставки Нацбанка (14% годовых) до 1% от суммы неоплаченного в срок
страхового возмещение за каждый день просрочки (то есть 365% годовых).
Издание подчеркивает, что страховщики поддерживают попытки сделать
процедуру выплат более прозрачной для пострадавших в ДТП, но
сомневаются, что выплаты начнут производиться быстрее. "На скорость
выплат эти нововведения вряд ли повлияют, так как сохранен норматив в 90
дней.
Кроме того, в законе всегда имеются лазейки, которыми пользуются
некоторые страховые компании для искусственного затягивания процесса
выплат страховых возмещений", - считает начальник департамента
урегулирования убытков по автострахованию ИНГО Украина Олег
Коваленко-Кужольный
По словам участников рынка, наиболее распространенной причиной отказа
в выплате является непредоставление потерпевшей стороной всех
документов по делу.
"Законопроект должен сократить сроки урегулирования, если точкой
отсчета считать день подачи заявления о выплате, а не дату согласования с
пострадавшим размера страхового возмещения. Однако это не решит
проблему, так как потерпевшие не всегда понимают разницу между
уведомлением о страховом событии и заявлением о страховой компенсации,
чем зачастую пользуются недобросовестные страховщики", - отмечает
директор юридического департамента ПЗУ Украина Василий Зубач.
Эксперты считают, что самым действенным инструментом может стать
пеня, но затягивание выплат проблемными компаниями приведет лишь к еще
большему росту задолженности и будет приближать дату их банкротства.
Кроме вышесказанного обратим внимание на тот факт, что украинские
власти давно проявляют интерес к реформированию ОСАГО. Так, в конце июня
текущего года Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых
услуг (Нацкомфинуслуг) предлагала повысить лимиты ответственности за
нанесение ущерба жизни и здоровью потерпевших в ДТП с нынешних 100 тыс.
грн до 3 млн грн.
До этого повысить стоимость автострахования на 40-280%.предложило
Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) регулятору страхового
рынка, чтобы не допустить ухудшения платежеспособности игроков рынка.
Однако позже регулятор отклонил предложенное МТСБУ повышение стоимости
автогражданки. http://www.trans-port.com.ua/
|