Рост цен на бензин всех марок в Украине может наблюдаться в
сентябре-октябре из-за переориентации рынка на альтернативные источники
поставок топлива, считают в консалтинговой группе "А-95" (Киев).
"Переориентация обусловлена неожиданными сбоями в системе
традиционных поставок. В начале августа на установке каталитического
крекинга Мозырского НПЗ (Беларусь) возникла поломка, которая привела к
внеплановому ремонту и существенному снижению поставок бензина в
Украину. В сентябре этот крупнейший поставщик нефтепродуктов на рынок
Украины (около 35% по итогам первого полугодия 2013 года) уйдет на
плановый двухмесячный ремонт", - отмечают эксперты.
По подсчетам "А-95", в августе дефицит поставок составит около 100
тыс. тонн, или 25% от ожидаемого уровня потребления автомобильных
бензинов. Аналогичная нехватка ожидается и в сентябре.
"Ситуация очень напряженная, если учесть, что в июне и июле рынок
также работал с дефицитом 50 и 60 тыс. тонн соответственно", - говорит
директор группы Сергей Куюн.
По словам эксперта, для обеспечения потребления активно
использовались ранее накопленные запасы, которые с учетом форс-мажорного
снижения поставок в августе серьезно истощены.
Как отмечают в "А-95", из-за проблем с закупкой в Беларуси рынок
будет вынужден переориентироваться на другие направления. В частности,
ожидается увеличение на 30-40 тыс. тонн поставок бензина из Литвы и
Польши (с НПЗ концерна "Орлен"), на 40-50 тыс. тонн - через Феодосийскую
нефтебазу (ВЕТЭК, "Лукойл", WOG, "Галнафтогаз"), на 10-20 тыс. тонн -
через другие порты и сухопутные границы (Венгрия, Туркменистан, страны
Средиземноморья). Во второй половине сентября ожидается поступление на
рынок нефтепродуктов Одесского НПЗ (около 35 тыс. тонн в месяц).
Аналитики группы подчеркивают, что ресурсный дефицит ожидается только
в отношении бензинов, тогда как ситуация с дизельным топливом пока не
вызывает опасений.
"Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство Украины также должно
оказать содействие ресурсному наполнению рынка в период пикового
потребления и форс-мажорных обстоятельств", - отмечают в "А-95".
По мнению аналитиков группы, правительству необходимо временно
продлить ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные. Технические условия" с
целью допуска на рынок бензина Шебелинского ГПЗ (около 30 тыс. тонн в
месяц). Кроме того, "Укрзализныце" следует обеспечить в первоочередном
порядке подвижным составом поставщиков нефтепродуктов на внутренний
рынок, особенно через морские порты. Как отмечают в "А-95", Министерство
доходов и сборов У также необходимо обеспечить оперативное таможенное
оформление нефтепродуктов.
По мнению экспертов, переориентация на альтернативные источники
поставок, которые обладают большей себестоимостью за счет повышенных
логистических затрат, может привести к увеличению цен в опте, а в
дальнейшем и в рознице на 20-30 коп./литр. Более существенный рост цен
может быть продиктован повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты,
который наблюдается в конце августа.
"Спекулятивный рост цен на бензин в Украине исключен, так как рынок
открыт и диверсифицирован, что делает невозможным возникновение
глубокого дефицита. В свою очередь, пример российского рынка показывает,
что даже в крупнейшей нефтедобывающей стране планеты возможен
ажиотажный рост цен на топливо и его исчезновение на АЗС, если этот
рынок закрыт ", - резюмирует директор "А-95" Сергей Куюн. http://www.trans-port.com.ua/
|