Кабинет министров Украины одобрил
подготовленный МВД проект закона об ужесточении штрафов за нарушение
правил дорожного движения. Документ уже как полгода проходит обсуждение
на сайте ГАИ и получил неоднозначную оценку автомобилистов. Прежде всего
новые штрафы ощутят любители тюнинга. Прямоток, тонировка или
дополнительный свет теперь могут влететь в копеечку. Не повезет и тем,
кто не любит пристегиваться за рулем. Новый документ предусматривает
жесткое наказание и для тех, кто не останавливается по требованию ГАИ,
колесит на неисправном авто и болтает во время драйва по мобильному.
Так, пишет Коммерсантъ-Украина,
за управление транспортным средством с неисправной тормозной системой и
рулевым управлением предусматривается увеличение штрафов с 340-510 грн.
до 510-680 грн. Такая же ответственность предусмотрена за
переоборудование автомобиля с нарушением действующих технических норм, а
также за чрезмерную тонировку стекол. С 51-85 грн. до 170-340 грн.
предлагается повысить штрафы за езду с непристегнутыми ремнями
безопасности и без мотошлемов. С 425-510 грн. до 510-595 грн. будут
увеличены штрафы за нарушение правил проезда перекрестков, проезд на
запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, отказ предоставить
преимущество маршрутным транспортным средствам; за использование внешних
световых приборов, установленных с нарушением стандартов, и разговоры
по мобильному телефону без использования устройств hands free. В случае
невыполнения водителями законных требований сотрудников ГАИ будет
предусмотрен штраф в размере от 680 до 1020 грн. (сейчас 255-340 грн.), а
для должностных лиц - от 1190 до 1700 грн. Более того, ГАИ разрешат
проверять исправность авто даже во время движения. Для этого на постах
поставят специальные передвижные лаборатории (сейчас их на балансе МВД
уже 25, но пока они не применяются), которые дистанционно смогут
определять неисправности.
В Кабмине объяснили, что новые штрафы должны не только уменьшить
аварийность, но и пополнить бюджет, а значит, будет за что обновлять
дорожную инфраструктуру. Последнее масштабное увеличение штрафов
произошло в сентябре 2008 года. Тогда оно также объяснялось
необходимостью снижения аварийности на дорогах. В ГАИ полагают, что
принятые меры оказались эффективными.
У экспертов же иное мнение, пишет Комсомольская правда в Украине.
"Мы пережили уже несколько повышений штрафов - и что, у нас стало
меньше аварий? Конечно, нет, - говорит автомобильный эксперт Владимир
Караваев. - Чтобы улучшить ситуацию, нужно учитывать три фактора:
подготовка водителя, состояние транспортного средства и состояние дорог.
Повышение штрафов к этому не относится".
По словам эксперта, в ГАИ должны заняться профилактикой нарушений:
"Нужно, чтобы водители сами осознавали, что непристегнутый ремень может
стать причиной гибели. Истинная же цель этого законопроекта ясна:
увеличить поступления в бюджет".
С Караваевым согласен и Сергей Коломиец, возглавлявший департамент
ГАИ в 2007-2010 годах. По его мнению, репрессивные меры могут обеспечить
лишь частичный эффект. При этом он подтвердил, что штрафы обеспечивают
наполнение бюджета. "Во время моего руководства в бюджет поступали сотни
миллионов гривен в год, вплоть до миллиарда, хотя эти деньги сейчас
вряд ли позволят строить и ремонтировать дороги". Коломиец также не
исключил, что увеличение штрафов спровоцирует новый виток коррупции.
"Если штраф составит 1000 грн., то не исключено, что суммы взяток
вырастут, например, до 700 грн. Чтобы этого не произошло, нужно снизить
возможность непосредственного контакта нарушителей и инспекторов, то
есть устанавливать приборы фото- и видеофиксации нарушений", - сказал
Коломиец.
Теперь слово за депутатами. Уже вскоре законопроект будет
зарегистрирован в парламенте и рассмотрен на сессии. Если за него
проголосуют, осенью за нарушения придется платить по новым тарифам.
"Если Кабмин внесет в Раду документ в сентябре, думаю, его примут до
конца октября", - сказал Сегодня первый
зампред фракции Партии регионов Михаил Чечетов.
Как пишет газета ДЕЛО,
юристы опасаются, что вместе с новыми штрафами ГАИ вырастут и взятки,
мол, взятки обойдутся дешевле. "Чтобы узнать техсостояние авто, нужно
спецоборудование, на глаз это определить нельзя", - говорит адвокат
Вадим Володарский, специализирующийся на защите прав автолюбителей. По
его словам, снизить аварийность поднятием штрафов не удастся.
"Большинство ДТП с летальным исходом происходит на трассах областного
значения, где авто развивают огромную скорость. И большинство дорог
устроено так, что они сознательно заставляют водителей рисковать жизнью.
Трассы двухполосные и, чтобы обойти транспорт, нужно постоянно обгонять
по встречной. При столкновении шансов выжить нет", - говорит он.
Юрист уверен, что больше пользы принесло бы увеличение штрафов для
пешеходов: "На Бессарабской площади в Киеве пешеходы разгуливают по
дороге под боком у автоинспекторов - и им ничего за это. А надо
штрафовать - они стали бы более дисциплинированными. У нас повышают не
те штрафы".
В ГАИ парируют: увеличение штрафов дает реальный результат.
"Обстановка на дорогах усугубляется, когда государство либерализует
наказание за нарушения ПДД или сокращает число сотрудников ГАИ, - заявил
нам замглавы департамента ГАИ Владимир Резников. - То же происходит,
когда ослабляется контроль за водителями средствами видеофиксации".
По его словам, после введения в 2008-м видеофиксации нарушений уже
через два года число погибших в ДТП снизилось в два раза. "А если примут
еще один проект, разрешающий вести видеофиксацию без участия
инспектора, это существенно улучшит ситуацию на дорогах", - добавил он.
За последние 5 лет в Украине в ДТП погибло почти 35 тыс. человек.
Отметим, что в Украине за пять последних лет зарегистрировано 293
тыс. ДТП, в которых погибло 35 тыс. и травмировано более 286 тыс.
человек. На каждый 1 млн. жителей погибают в авариях 188 человек. Только
за последние семь месяцев 2013-го было зафиксировано более 15,5 тыс.
происшествий. Подавляющее большинство аварий произошло по вине водителей
транспортных средств - 77%. При этом уровень смертности в результате
дорожно-транспортных происшествий в Украине значительно превышает
показатели таких стран, как Швейцария - 49 человек на 1 млн. жителей,
Германия - 62 человека на 1 млн. жителей.
http://www.trans-port.com.ua/