В Миндоходов Украины сообщили, что с 8 июля
по поручению министра Александра Клименко осуществляется инвентаризация
товаров, которые находятся под таможенным контролем и хранятся в
Одесском морском торговом порту (МТП), Ильичевском МТП, Ильичевском
рыбном порту и МТП Южный. Чиновники решили изучить "комплекс вопросов",
связанных с перемещением грузов через украинские морские порты, что
может стать и источником наполнения госбюджета.
Только в I полугодии по результатам выявленных нарушений было
составлено 349 протоколов на сумму 50 млн грн. Чаще всего морским
транспортом с нарушениями перемещаются товары легкой промышленности,
промышленные и продовольственные товары, игрушки, а также нефтепродукты,
в частности дизельное топливо.
Как рассказала газете "КоммерсантЪ"
глава рабочей группы общественного совета при Южной таможне Галина
Вдовина, начало ревизии в первые сутки парализовало работу порта. "Все
контейнеры подлежали досмотру, но уже к концу первого дня проверки все
нормализовалось",- уточняет она.
Заместитель главы общественного совета при Миндоходов Олег Платонов
говорит, что одной из причин инвентаризации мог стать незаконный вывоз
из Одесского порта около 12 контейнеров, который произошел несколько
месяцев назад. Позже они все же были выявлены, а их перемещение
приостановлено. Кроме того, в Миндоходов хотят знать, какое количество
контейнеров находится в портах, кто собственники грузов и в чем причина
отказа от таможенного оформления товаров. К тому же проверки начались
после того, как было назначено новое руководство Южной таможни. "Это
процедура закрытого характера, но в таком масштабе она проходит
впервые,- отмечает господин Платонов.- Информация о контейнерах есть у
администрации портов, Миндоходов хочет сопоставить эти данные со своими,
чтобы, например, определиться, что делать с залежавшимися грузами, то
есть посчитать, сколько безымянных контейнеров находятся на хранении и
какие сроки хранения". Если груз хранится более 90 дней, и собственник
его не найден, то товар подлежит конфискации в пользу государства.
По данным таможенного консультанта по южному региону Александра
Лазарева, "бесхозных" грузов практически не бывает, слишком дорого
отказываться от грузов. Затягивание с таможенным оформлением и
долгосрочное хранение товара он объясняет тем, что сейчас усилен
контроль, а схемная растаможка усложнена. "Люди сидят и ждут, когда
контроль ослабнет, ведь им проще заплатить несколько тысяч за хранение,
чем платить по 20-30 тыс. грн пошлин вместе с НДС",- рассказывает
господин Лазарев. Эксперт добавляет, что процедура инвентаризации
проходит раз в год уже с 1993 года. По словам Галины Вдовиной, практика
показывает, что каждая такая ревизия заканчивается ростом тарифов на
услуги принятия контейнеров, погрузо-разгрузочные работы, хранение, а
также увеличением таможенной стоимости. В этом году эксперты говорят об
угрозе повышения тарифов вдвое.
По словам госпожи Вдовиной, чаще всего на долгосрочном хранении
находятся контейнеры с товаром, которым таможенники "навязывают" высокую
стоимость. Грузы либо въезжают на территорию страны под гарантии
(сначала платятся налоги с заявленной декларантом стоимости, а остаток
необходимой суммы находится на счетах таможенного органа, и если
импортер не доказывает свою правоту в суде, то эту сумму направляют в
госбюджет), либо отправляются в страну отправителя, либо находятся на
хранении. "Чтобы декларант не делал, какие бы документы он не
предоставлял, подтвердить свою заявленную стоимость невозможно,- говорит
госпожа Вдовина.- Предполагаю, что в контейнерах находится одежда и
обувь, метизная группа, которым вдвое подняли стоимость, мебельная
фурнитура - с февраля им увеличили платеж в пять раз. По такой цене они
никому на рынке не нужны".
http://www.trans-port.com.ua/